О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Международные отношения



Заседание высшего Евразийского экономического совета (Москва, 23.12)
24.12.2014р.


На заседании высшего Евразийского экономического совета с участием президентов Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России были подведены итоги организационных мероприятий по созданию ЕАЭС и официально объявлено о вступлении Киргизии в это объединение.
Председательствовавший на заседании В.Путин заявил, что создаваемый с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз обеспечивает создание общего рынка объемом 170 млн потребителей, обеспечение свободы передвижения товаров, услуг и рабочей силы. ЕАЭС будет построен на основе универсальных правил международной торговли, основанных в том числе на принципах Всемирной торговой организации. Участники ЕАЭС «не отказываются от государственного суверенитета и сохраняют свою национальную самобытность».
Президент Беларуси А.Лукашенко отказался от выступления на пленарном заседании и предложил конкретизировать свою позицию на итоговой пресс-конференции.
Касаясь перспектив ЕАЭС, Н.Назарбаев назвал его «первым в истории» объединением «на добровольной и взаимовыгодной основе», а также предупредил о существующих трудностях (нестабильность мировых рынков, введение санкций, недоверие между ведущими державами мира, угроза обострения военно-политической ситуации).
А.Лукашенко отметил, что участники переговоров попытались найти развязки по всем темам, которые «в последнее время не сходят со страниц СМИ и обрастают различными домыслами». Он констатировал, что «свободного движения товаров у нас в полном объеме как не было, так и нет». Россия и Беларусь не обеспечили взаимного режима благоприятного участия в доступе к государственным закупкам, а сделать это надо было с 1 января 2012 г. Продолжаются ограничения на поставки белорусской продукции на российский рынок. Ограничения со стороны Россельхознадзора были введены в одностороннем порядке и в нарушение всех норм, минуя Евразийскую экономическую комиссию. Они запрещают транзит с белорусской территории, не только в Россию, но и в Казахстан. Что касается Евразийской экономической комиссии, с ее стороны также «не просматривается стремления изменить ситуацию». Поэтому объемы торговли падают, что может привести к откату назад. «… Второго СНГ народы не потерпят».
Президент Армении С.Саргсян констатировал завершение подготовительных мероприятий, включая ратификацию документов, необходимых для вступления в ЕАЭС с 1 января 2015 г.
Президент Киргизии А.Атабмаев рассчитывает, что все процедуры по присоединению к ЕАЭС завершатся к 9 мая 2015 г.
Участники договорились о том, что в следующем году председательствовать в Евразийском экономическом союзе будет Беларусь.
Был сделан ряд заявлений о необходимости расширения международного сотрудничества. В.Путин сообщил, что завершается подготовка договора о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом и упомянул об интересе к экономическому взаимодействию со стороны Индии и Узбекистана. Н.Назарбаев акцентировал внимание на том, что ЕАЭС открыт и к сотрудничеству с Европейским Союзом.
Оценивая ситуацию в рамках евразийского интеграционного проекта, российские эксперты отмечают, что ЕАЭС будет создан независимо от критических заявлений со стороны правительств Беларуси и Казахстана. В плане политических деклараций, ни А.Лукашенко, ни Н.Назарбаев, не предлагали перенести сроки создания ЕАЭС или уточнить его условия.
Кроме экономических факторов, заинтересованность участников ЕАЭС в его создании мотивируется интересами безопасности и отсутствием видимых интеграционных альтернатив.
В первое время в отношениях между участниками ЕАЭС ничего принципиально не изменится. В содержательном плане выглядит весьма странным открытое пренебрежение бюрократического аппарата Евразийской экономической комиссии к нарушению декларируемых в документах ТС и ЕЭП процедурных норм о свободном движении товаров в рамках единого таможенного пространства.
Между РФ и Беларусью по сути ведется торговая война. Решения об ограничении или блокировании доступа и транзита товаров на территорию РФ принимались российскими правительственными структурами в одностороннем порядке. В качестве ответной меры правительство Беларуси начало применять ограничения в отношении продукции российских предприятий Калининградской области, поступающей на территорию Беларуси транзитом через Литву. А.Лукашенко поднял вопрос о переводе белорусского экспорта на расчеты в долларах.
Управленческие и координационные структуры ТС и ЕЭП оказались не готовы к работе в условиях взаимных санкций между Западом и РФ при неучастии в них Беларуси и Казахстана. Впрочем, чиновники ЕЭК не видят в этом особой проблемы. С их точки зрения ситуация с блокированием импорта и транзита товаров из Беларуси показала, что в случае введения односторонних санкций необходимо проработать механизмы трехстороннего обеспечения и взаимодействия по принятым мерам, а также предусмотреть механизмы взаимодействия и контроля. Т. о., крайне наивно рассчитывать на то, что экономические и процедурные механизмы ЕАЭС будут четко и в полном объеме функционировать с самого начала создания этого объединения.



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr