О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Украинский кризис: развитие внешнеполитической ситуации.
28.02.2014р.


Общие тенденции
С 27.02 российское руководство под видом масштабных военных учений начало заранее подготовленную операцию по установлению полного контроля над Крымом. 01.03 новоназначенный премьер правительства АР Крым С.Аксенов признал, что в АРК введены войска ЧФ РФ, которые охраняют ряд стратегически важных объектов. Это, наряду с переносом сроков референдума на 30.03, фактически означает перевод конфликта в открытую фазу.


Российский силовой блок и политическое сообщество подошли к проведению операции слажено и проявляют высокий уровень организованности. Думские политические партии РФ оказывают полную поддержку переводу АР Крым под российскую юрисдикцию.

01.03 президент РФ В.Путин обратился к Совету Федерации с просьбой разрешить использовать вооруженные силы РФ на территории Украины (в частности, в Крыму).

Совет Федерации РФ в своем обращении к В.Путину (01.03) отметил, что отказ от выполнения соглашения о нормализации обстановки в Украине от 21 февраля несет реальную угрозу кровопролития в восточных и южных областях Украины и гуманитарной катастрофы по всей стране. Исходя из неоднократных обращений властей Автономной республики Крым и граждан РФ, проживающих в Крыму, Совет Федерации РФ призвал В.Путина «принять исчерпывающие меры по защите жизни и безопасности граждан РФ, проживающих в Украине, наших соотечественников и личного состава воинского контингента Вооруженных сил РФ, находящегося в Украине».

Решения В.Путина и Совета Федерации РФ создают прямую угрозу полной дестабилизации украинско-российских отношений и создают прямую угрозу военного конфликта. Скорее всего, решения российского руководства преследуют задачу обеспечить и легализовать военную оккупацию АРК российскими войсками, но вряд ли предполагают введение войск в приграничные области Украины. В этом контексте пророссийские выступления в Харькове, Донецке, Николаеве, Херсоне, Луганске, скорее всего, выполняют роль «операции прикрытия» с целью дестабилизации общественно-политической ситуации в Украине в целом.

Со стороны США и стран НАТО до последнего времени не было заметно особой готовности оказывать нынешней киевской власти активную политическую поддержку, что фактически обеспечивает российской стороне свободу действий (приводит к обострению конфликта, стабилизации режима российской оккупации в АРК и угрожает разоружением сил ВСУ в Крыму).

Нормализация ситуации в Украине в целом существенно осложняется слабостью нынешней киевской власти. Локализация и урегулирование нового украинско-российского конфликта возможны лишь при условии использования полного арсенала давления со стороны международных организаций, США, ЕС и НАТО. При этом возвращение к прежнему, доконфликтному состоянию представляется крайне проблематичным, хотя и теоретически возможным.

В сложившейся ситуации, в особенности при отсутствии существенной и эффективной внешней поддержки, весьма вероятен проигрыш украинских властей в крымском конфликте, по крайней мере, в плане сохранения контроля ситуации в рамках Крыма и возможности влияния на положение в автономии.

Российские политики и Совет Министров Крыма называют расположенные в Крыму подразделения Вооруженных сил Украины незаконными вооруженными формированиями, угрожающими жизни и безопасности жителей Крыма. Российское военное командование намерено в кратчайшие сроки обеспечить полное разрушение военной инфраструктуры Вооруженных сил Украины в Крыму.

Заседание Совета Безопасности ООН (28.02) не дало киевской власти ожидаемого политического эффекта. На 03.03 назначены консультации по выполнению условий Будапештского меморандума 1994 г. с участием Украины, США и Великобритании.

Под предлогом непризнания нынешней киевской власти и при силовом перевесе в пользу РФ та территории Крыма государственные институты РФ не отвечают на звонки, ноты и предложения Киева, а также блокируют возможности проведения переговоров украинских властей с руководством правительства и парламента АРК.

С точки зрения процедуры, все последние решения Верховного Совета Крыма, включая назначение правительства С.Аксенова, являются незаконными (предполагаемое и более чем вероятное отсутствие кворума ВС АРК при принятии соответствующих решений, включая объявление референдума и сокращение сроков его проведения).

МИД Украины инициировал созыв чрезвычайного заседания Совета министров стран СНГ.

Предварительные выводы:
- Обещанная со стороны помощь ЕС, США и МВФ правительству А.Турчинова – А.Яценюка пока оказалась декларативной. Со стороны представителей стран ЕС и США высказывалось мнение, что до тех пор, пока новое украинское правительство не подпишет меморандум с МВФ, никакой существенной помощи от Запада Киев не получит. Однако, судя по наблюдавшейся риторике, и после этого помощь предполагалось в основном ограничить предоставлением кредитов при тотальном внешнем контроле.
- Имидж и кредит доверия нынешней украинской власти являются условными до ее полной легитимизации в результате досрочных президентских выборов 25.05.
- Сроки подписания Соглашения об ассоциации с ЕС пока не определены, и во многом будут определяться исходом крымского кризиса и стабильностью власти с учетом итогов президентских выборов 25.05.
- Украинско-российские отношения вступают в фазу прямого «экзистенциального» конфликта. Для нынешней киевской власти и значительной части населения Россия становится статусным врагом № 1. После эпизода с назначением премьером АРК С.Аксенова во внутренней политике Украины основные акценты будут однозначно смещены в сторону выявления и устранения пророссийской агентуры.
- 01.03 премьер-министр А.Яценюк наигранно заявил, что военное вмешательство России все же не состоится, поскольку это будет означать "начало войны и разрыв всех отношений". Тем не менее, с 08.00 (02.03) в Украине была объявлена частичная мобилизация резервистов.
- В связи с общеполитической дестабилизацией в связи с конфликтом в Крыму сроки и возможности нормализации общественно-политической жизни Украины серьезно затягиваются.
- Российская оккупация Крыма, вне зависимости от исхода конфликта и перспектив его урегулирования, становится фактором, серьезно ослабляющим международно-политическую правосубъектность Украины.
- Предположительно, начав операцию по оккупации и аннексии Крыма российское руководство преследовало цель закрыть возможность вступления Украины в НАТО (наличие территориального конфликта) и сорвать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.
Крымский кризис создает непреодолимые препятствия для федерализации политического устройства Украины и резко обостряет состояние социокультурных и межрегиональных отношений в Украине.
*****

Развитие темы: украинский кризис и позиция России. [28.02.2014 г.]
26-27.02 наблюдалась ускоренная коррекция позиции РФ, которая начала меняться – от призывов к США и ЕС о невмешательстве в дела Украины в сторону все более активного вовлечения в конфликт, включая установление стратегического контроля в Крыму с участием контингентов военнослужащих, действовавших без опознавательных знаков.

Официальная позиция РФ
1. Положение в Украине обсуждалось на заседании Совета безопасности РФ (25.02). Судя по всему, на заседании был утвержден план, предполагавший силовое реагирование и активное вмешательство в Крыму силами ЧФ РФ, морской пехоты, спецназа и десантных войск. 26.02 В.Путин (как верховный главнокомандующий) объявил внезапную комплексную проверку боеготовности войск и сил Западного и Центрального военных округов РФ. Министр обороны РФ С.Шойгу отказался связывать внезапные учения российской армии с ситуацией в Украине. По его словам, в рамках этой проверки будет проведено несколько учений «у границ России с другими государствами, в том числе с Украиной». К мобилизационным учениям привлечены свыше 150 тыс. военнослужащих разных видов и родов войск, 90 самолетов, свыше 120 вертолетов, до 880 танков, свыше 1200 единиц военной техники, до 80 кораблей и судов, «на одном из полигонов будет отработана массовая высадка воздушного десанта с вертолетов».

2. МИД РФ (27.02) озвучил условия посредничества для урегулировании ситуации в Украине. В заявлении МИД РФ говорится, что Россия готова к сотрудничеству с США и ЕС по урегулированию ситуации в Украине при условии выполнения соглашения от 21.02 с экс-президентом В.Януковичем. Соглашение об урегулировании кризиса в Украине от 21.02, засвидетельствованное министрами иностранных дел Германии, Польши и Франции, по-прежнему не выполняется. В частности, забыты договоренности о конституционной реформе, которая в соответствии с соглашением должна предшествовать президентским выборам.

3. По неофициальной информации, распространенной 27.02 российскими информационными агентствами (РИА Новости, ИТАР-ТАСС и «Интерфакс») со ссылкой на «источники во властных структурах РФ», Россия удовлетворила просьбу В.Януковича обеспечить его безопасность на территории РФ. При этом отмечалось, что В.Янукович считает себя законным президентом, а решения Верховной Рады Украины называет нелегитимными. Ранее эти же агентства распространили заявление В.Януковича о том, что он по-прежнему считает себя президентом Украины и просит защиты у России.
4. 26.02 МИД РФ отозвал российского посла в Украине М.Зурабова для проведения консультаций. По словам премьер-министра РФ Д.Медведева, отзыв посла означает, что российским властям непонятна ситуация в Украине («… нам непонятно, что происходит в стране, и есть угроза для наших интересов, жизни и здоровья наших граждан»).

5. МИД РФ оставил без ответа две ноты МИД Украины, касавшиеся ситуации в Крыму. Первая нота, врученная временному поверенному в делах посольства РФ в Украине, касалась незаконного передвижения по территории Крыма российской военной техники и личного состава ЧФ РФ. Вторая нота содержала предложение о проведении консультаций. 28.02 и.о. министра иностранных дел Украины А.Дещица заявил, что если существуют какие-то неурегулированные вопросы, которые вызывают беспокойство российской стороны, «мы ожидаем ответа от российской стороны на эту ноту».

6. Российские официальные лица никак не комментировали появление информации о том, что 27.02 военные без знаков отличия заняли здания Верховного Совета и Кабинета Министров Автономной республики Крым, а также установление контроля над крымскими аэродромами. 27-28.02 МИД Украины инициировал попытку проведения телефонных переговоров на уровне глав МИД и премьер-министров, которая также осталась без ответа.

7. В связи с созывом по инициативе Украины чрезвычайного заседания Совета безопасности ООН (Нью-Йорк, 28.02) постоянный представитель РФ при ООН В.Чуркин заявил, что Россия действует на Крымском полуострове в рамках заключенного с Украиной соглашения о базировании Черноморского флота. В.Чуркин отверг идею международного посредничества в проведении переговоров, предложенную постоянным представителем США С.Пауэр. (С.Пауэр предложила направить в Крым спецпосланника Генерального секретаря ООН Р.Серри во главе международной посреднической миссии, что должно снизить напряженность и начать продуктивный и мирный диалог с участием всех украинских сторон). По словам В.Чуркина, данную идею необходимо проанализировать и обсудить. «Нужно спросить власти Крыма, что они думают на этот счет. Мы против навязанного посредничества».

Позиция депутатов российского парламента
До 25.02 в обеих палатах Федерального Собрания РФ преобладал относительно сдержанный подход к ситуации в Украине. С 26.02 наблюдалась активизация позиции депутатов обеих палат российского парламента.
26.02 оппозиционные фракции «Справедливая Россия» и КПРФ в Госдуме поставили вопрос о проведении специального заседания по Украине с участием глав МИД и силовых ведомств. Глава комитета по делам СНГ Л.Слуцкий также поддержал предложение всесторонне обсудить положение в Украине в закрытом режиме. Лидеры КПРФ и «Справедливой России» консолидировано высказались за предоставление гражданства России украинцам в упрощенной форме. Тем не менее, находившийся с визитом на Ближнем Востоке спикер Госдумы С.Нарышкин заявил, что посвящать Украине отдельное заседание Думы РФ не планирует.
Госдума РФ направила в Крым делегацию во главе председателем думского комитета по делам СНГ Л.Слуцким. В состав группы вошли в основном депутаты от ЛДПР. Л.Слуцкий заявил, что в России В.Януковича считают легитимным президентом Украины.
26.02 похожую аргументацию высказала и председатель Совета Федерации В.Матвиенко. В то же В.Матвиенко не поддержала предложение депутатов Госдумы РФ об упрощенном предоставлении жителям Крыма российского гражданства. По ее словам, «предложение должно быть тщательно продумано и взвешено, но делать это пока нецелесообразно», в том числе, чтобы не давать оснований для сепаратистских настроений.
Совет Федерации поддержал решение создать временную комиссию по мониторингу ситуации в Украине. В.Матвиенко поручила проработать этот вопрос комитету по международным делам. При комитете Совета Федерации по международным делам была создана комиссия, в которую вошли сенаторы из регионов, граничащих с Украиной. В Крым была направлена делегация во главе с И.Морозовым. Ей было поручено провести встречи с участниками политических процессов (военными, депутатами парламента, представителями бывшей и новой администрации). Ранее представители Госдумы, Совета Федерации и российские губернаторы участвовали в съезде депутатов Юго-Восточной Украины в Харькове 22 февраля. Комментируя съезд, глава комитету по международным делам Совета Федерации М.Маргелов отметил: «Съезд показал, что Майдан и оппозиция – это не большинство украинского народа. … Майдан – явление пестрое по составу, а победили боевики под бандеровскими лозунгами». Ситуация в Украине похожа на ход «арабской весны» в Египте и Тунисе. «Мы имеем “арабскую весну” в центре Европы в ее худшем проявлении». Майдан породил в Украине множество противоречий, главное из которых – настрой Востока и Юга, население которых не за Януковича, а «против бандеризации, угроза которой есть, в том числе со стороны вооруженных десантов бандеровцев».
В итоге, после предположительных консультаций с Кремлем было принято решение о посещении Крыма руководством всех фракций Госдумы РФ с целью активизации и развития межпартийных связей.

Новые законодательные предложения в Госдуме РФ

1. Упрощение процедуры включения новых субъектов в состав России.
В связи с событиями в Крыму депутаты «Справедливой России» предложили упростить правила приёма новых субъектов в состав России. Готовится законопроект, предусматривающий поправки к закону 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ». Согласно предлагаемым изменениям, для присоединения новой территории к РФ достаточно «волеизъявления народа», выраженного, например, в форме референдума.
По действующему законодательству, в качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть, если соблюдены три условия:
1. Иностранное государство должно принять решение войти в состав России.
2. Россия согласна принять новый субъект в состав своей территории.
3. Соглашение о вхождении подтверждено международным договором.
В случае с Крымом в Госдуме РФ считают, что его власти фактически отказались признавать новое руководство Украины, заявив, что легитимным президентом страны является В.Янукович. Часть населения Крыма поддерживает включение полуострова в состав России. Парламент Крыма назначил на 25.05 референдум о расширении полномочий автономии [1], который С.Аксенов затем перенес на 30.03. Избранный 27.02 новый премьер АРК С.Аксенов заявил, что рассчитывает на поддержку России, в том числе и материальную, президент РФ В.Путин поручил правительству подготовить ответ на просьбу крымских властей и оказать региону гуманитарную помощь.
Зам. главы фракции «Справедливая Россия» Госдумы РФ М.Емельянов считает, что поправки должны соответствовать чрезвычайным условиям, отражающим обстановку «распада соседнего государства», РФ не должна быть ограничена в своих возможностях «принять ту территорию, народ которой выразил четкое волеизъявление и желание быть Россией». «Такое волеизъявление может быть в двух формах: либо референдум, либо решение законно избранного парламента данной территории».

2. Упрощение процедуры получения гражданства РФ
Лидер «Справедливой России» С.Миронов на пленарном заседании Госдумы 25.02 предложил предоставить гражданам Украины возможность получить гражданство России по упрощённой форме в течение шести месяцев.
Процедура получения паспорта гражданина РФ для всех жителей бывших республик СССР уже разработана в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа принята указом президента в 2006 г.
Идея упрощения получения гражданства для жителей Крыма обсуждается уже давно. 24.02 похожий законопроект внес в Госдуму член комитета по делам СНГ от ЛДПР И.Дроздов, предложив распространить эту норму только на граждан Украины «русской национальности». 27.02 С.Миронов заявил, что «Справедливая Россия» внесет в Госдуму законопроект, по которому предоставление гражданства для украинцев будет предусматриваться не по истечении пяти лет проживания в России, а по истечении лишь шести месяцев. Кроме этого предполагается возможность предоставления гражданства по упрощенной процедуре для бойцов украинского «Беркута» и членов их семей. Документ предполагается принять в ускоренном порядке.

Предварительные оценки и итоги
1. Цель действий со стороны РФ заключается в создании условий для отторжения Крыма с последующим переходом в состав РФ или провозглашения суверенитета (в качестве переходного этапа выхода из состава Украины).
2. В политическом плане ключевыми элементами подготовленной операции являются договоренности со спикером парламента АРК В.Константиновым и частью депутатов, проведение сессии парламента АРК с целью утверждения решения о проведении референдума и замена правительства.
3. Заявления В.Януковича о непризнании полномочий нынешних киевских властей создают основу для формального состояния двоевластия. В этом плане отдельные представители военного командования могут либо заявить о поддержке В.Януковича и его указа (о перенесении ставки верховного главнокомандующего Украины в главный штаб ВМФ Украины в Севастополь), либо следовать указаниям властей из Киева, либо могут устраниться от участия в процессах. К примеру, так поступил назначенный В.Януковичем начальник Генерального штаба – Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины адмирал Ю.Ильин, который 27.02 лёг в военный госпиталь Севастополя.
4. Ключевой фигурой в противостоянии с Киевом и, соответственно, в переговорах с представителями украинских властей и с международными посредниками и делегациями становятся спикер крымского парламента В.Константинов и премьер С.Аксенов. Кстати, С.Аксенов сделал формальное заявление, что он признает В.Януковича законным президентом, что существенно затруднило контакты киевских властей с правительством АРК. В свою очередь, противники С.Аксенова утверждают, что при его утверждении на сессии парламента АРК не было кворума, что весьма похоже на истину [2].
5. Воспользовавшись переходным периодом, связанным с неразберихой и отсутствием правительства в Киеве, 27-28.02 российские власти начали в Крыму широкомасштабную операцию, предполагающую установление контроля над всеми стратегически важными объектами полуострова. Эти цели частично выполнены в результате действий, предпринятых в течение 27-28.02, однако затем темпы расширения сферы оккупированных объектов временно несколько замедлились, вероятно, в связи с проведением чрезвычайного заседания СБ ООН (28.02).
6. Главная цель проведенной РФ военной операции – парализовать восстановление полномочий структур новой киевской власти в Крыму, и даже, по возможности, предотвратить диалог с представителями киевских министерств и ведомств со структурами власти АРК. Судя по первым результатам, эти задачи по большей части выполнены.
7. С.Аксенов заявил о намерении временном переподчинении правительству АРК и непосредственно премьер-министру соединений, частей, силовых структур МВД, МВО, ВС, МЧС, флота, налоговой и пограничников. В своем экстренном обращении (01.03) он заявил о том, что принял такое решение в связи с назначением центральной властью начальника Главка крымской милиции без согласования с Верховным Советом АРК и «в нарушение норм Конституции АРК». С.Аксенов мотивировал свои действия наличием на территории автономии «неопознанных вооруженных групп», боевой техники или неспособностью силовых структур, расположенных в АРК, эффективно контролировать ситуацию на территории Крыма.
8. С.Аксенов прямо обратился к президенту РФ В.Путину об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК с целью обеспечения безопасность граждан, что потенциально может легитимизировать пребывание российских войск вне объектов базирования ЧФ РФ. По информации, которую озвучил В.Жириновский, Россия может предложить Крыму снижение цен на нефть, газ и ок. $5 млрд помощи и инвестиций.
9. Установление российского военного контроля над аэродромами Крыма и блокирование наиболее важных дорог делает маловероятной доставку в Крым украинских войск воздушным путем. Кроме этого, для маскировки присутствия российских войск, скрывать присутствие которых долго не удастся, Верховный Совет АРК принял решение о создании спецподразделения по охране общественного порядка «Беркут», которое подчиняется исключительно властям АРК. Кроме этого начато формирование отрядов самообороны «русскоязычных граждан Крыма», от имени которых с самого начала выступали вооруженные лица, занявшие здания правительства и парламента АРК 20.02.
10. Рано или поздно крымским властям придется начать контакты с международными наблюдателями и посредниками. Так, действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Швейцарии Д.Буркхалтер заявил об отправке в Крым своего личного посланника Тима Гулдиманна и верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Астрид Сорс.
11. Основными факторами, которые будут влиять на развитие ситуации, составляют:
- предполагаемое соперничество между киевскими властями и крымским правительством за контроль над силовыми структурами;
- состояние общественного мнения, включая степень влияния в Крыму общеукраинских партий и организаций;
- состояние экономики Крыма в течение периода, предшествующего референдуму.
В условиях российского силового превосходства степень административного влияния Киева на ситуацию в Крыму, очевидно, будет минимальной. Что касается политических и экономических факторов, они на данном этапе зависят преимущественно от субъективных причин, включая возможности предоставления экономической помощи со стороны РФ.

Примечания:
. Учитывая сложность длительной маскировки российского военного присутствия в Крыму и вероятное негативное влияние фактора времени на позиции инициаторов переворота, на первом заседании Совета Министров Крыму в новом составе С.Аксенов заявил (01.03), что «в связи с необходимостью мы решили ускорить проведение референдума о статусе Автономной республики Крым. Референдум назначен на 30 марта». Предположительно, такое решение было принято на заседании ВС Крыма в ночь с 28.02 на 01.03.
2. Все последние заседания ВС Крыма и правительства АРК проходили без присутствия прессы или в обстановке секретности.

*****

Развитие темы: украинский кризис и позиция США. [28.02.2014 г.]
Общие тенденции
В последние дни основные тезисы, характеризовавшие позицию руководства США в отношении Украины, сводились к следующему:
- после формирования правительства США и ЕС могут предоставить Украине финансовую помощь;
- В.Януковича более не является действующим президентом Украины;
- российские военные учения с участием 150 тысяч военнослужащих, объявленные 26.02 возле границ с Украиной, характеризуются «недостаточной прозрачностью»;
- российское военное вмешательство в Украине, если оно будет предпринято, станет «серьезной» и «очень дорогой» ошибкой;
- Госдепартамент США пока не может достоверно подтвердить из независимых источников сообщения о российском вторжении в Крым.

Администрация США приветствовала политические процессы в Украине и формирование новых структур власти. 27.02 посол США в Украине Дж.Пайетт, который прибыл в парламент Украины по случаю утверждения нового правительства, выразил полную поддержку демократическому процессу и восстановлению демократических процедур. По его словам, «в этот момент очень важно, чтобы все украинцы сплотились для совместной работы по построению демократического и процветающего общества».

Военно-политическое давление со стороны РФ
В связи с проведением российских военных маневров вблизи границ Украины, министр обороны США Ч.Хейгел заявил (по итогам заседания Комиссии Украина-НАТО, 27.02), что США внимательно следят за учениями и рассчитывают, что Россия будет воздерживаться от каких-либо действий, которые могут быть «неправильно интерпретированы». При этом США полностью «поддерживают территориальную целостность Украины и ожидают такого же отношения со стороны других международных партнеров». Относительно ситуации в Крыму Ч.Хейгел призвал «действовать очень осторожно, не допуская эскалации со всех сторон».
Характеризуя возможность российского военного вмешательства в Украине, Госсекретарь США Дж.Керри заявил (27.02), что объявление 26.02 В.Путиным внезапной комплексной проверки боеготовности войск и сил Западного и Центрального военных округов стало самым смелым жестом Москвы после отстранения с поста президента союзника России В.Януковича. Характеризуя сложившуюся ситуацию, Дж.Керри заявил в присутствии небольшой группы журналистов в Госдепартаменте США, что для России (страны, которая «столь часто выступала против военной интервенции в Ливии, Сирии и других местах»), важно прислушаться к этим предупреждениям, «когда они обсуждают варианты действий в отношении суверенной страны – Украины». Дж.Керри предположил, что «любое военное вмешательство, нарушающее суверенную территориальную целостность Украины, будет огромной, серьезной ошибкой. Думаю, что такое решение, если оно будет принято, окажется не из дешевых. Думаю, это будет очень дорогое решение».
Дж.Керри также сослался на недавний телефонный разговор В.Путина с Б.Обамой, в котором В.Путин обязался уважать территориальную целостность Украины (интервью Дж.Керри MSNBC, 27.02). По словам Дж.Керри, события в Украине имеют чрезвычайный характер, и В.Путин должен внимательно прислушаться к мнению украинцев, которые выразили свое стремление к изменениям. Он отметил, что ему «трудно понять», как Россия может совмещать свою позицию по Ливии, Сирии, «оговорки по поводу вмешательства в дела другой страны и в то же время неуважение к суверенитету Украины и воле ее народа».
Дж.Керри высказал предостережения и пожелание, чтобы Россия не рассматривала ситуацию в Украине как сигнал для продолжения «холодной войны». По словам Дж.Керри, в Вашингтоне не считают, что ситуацию нужно рассматривать в формате Восток – Запад, Россия – США. «Мы это так не рассматриваем. Мы видим в этом возможность для России, для США и для других усилить Украину, помочь ей в процессе перехода, и нет причины, которая может помешать ей вмещать в себе и восток, и запад, и быть жизненно важным элементом нашей общей экономики, которая движется вперед. И мы возлагаем надежды на переходное правительство, на реформы, которые будут тут проведены, на участие МВФ в этом процессе и на то, что украинский народ будет иметь возможность определять свое будущее после того, как будет сформовано новое правительство». Иными словами, Москве было предложено признать победу США в Украине как данность и неизбежность.
Пресс-секретарь Белого дома Дж.Карни выпустил письменное заявление (27.02) в котором высказано сомнение по поводу целей проводимых РФ военных учений, которым «не хватает прозрачности»: «Мы напоминаем правительствам всех стран, что у них есть политические обязательства соблюдать прозрачность своих военных действий в соответствии с Венским документом 2011 года и другими принципами ОБСЕ, направленными на обеспечение мира и безопасности в Евро-атлантическом регионе». Кроме этого был высказан призыв к внешним игрокам в регионе «уважать суверенитет и территориальную целостность Украины, положить конец провокационной риторике и действиям, поддержать созданные демократическим путем структуры переходных органов власти и использовать свое влияние для поддержки единства, мира, а также развития, открытого для всех участников».

Развитие политического кризиса
В связи с возвращением В.Януковича на политическую сцену, 28.02 Дж.Керри заявил о том, что США не признают В.Януковича в качестве действующего президента Украины, поскольку он «собрав вещи и покинув Киев» отказался от выполнения своих обязанностей, и «такие действия подорвали его легитимность».
В ответ на появление информации о передвижениях российских военных в Крыму и занятии ими ряда стратегических объектов, президент США Б.Обама сделал заявление, что Вашингтон продолжит прямые контакты с властями России по ситуации в Украине и в Крыму и будет обсуждать ситуацию с партнерами в ЕС. Б.Обама отметил, что любое нарушение суверенитета или территориальной целостности Украины будет глубоко дестабилизирующим для обстановки в регионе. В этой связи «США выступают за суверенитет и территориальную целостность Украины… США вместе с международным сообществом подтвердят, что любая военная интервенция в Украине будет иметь свою цену».
Постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр предложила направить в Крым посредническую миссию в лице Роберта Серри (специальный советник генерального секретаря ООН, координатор ООН по ближневосточному мирному процессу). Такая миссия должна быть независимой и ее нужно отправить немедленно, поскольку «по-видимому, имеется эскалация ситуации вместо деэскалации»,

Итоговые замечания
1. В заявлениях руководства США по поводу российского вмешательства в Крыму отсутствуют явственно категоричные нотки и требования. Главный месседж Б.Обамы (28.02) скорее можно расценить как попытку убедить Москву не прибегать к насилию, поскольку Россия может «быть частью усилий мирового сообщества, направленных на поддержку стабильности и успеха единой Украины». далее следует историко-морализаторский экскурс о том, Москву и Киев связывают «исторические отношения, в том числе культурные и экономические узы, а также наличие военного объекта в Крыму» (базы Черноморского флота РФ). Вместе с тем, высказана обеспокоенность сообщениями о перемещении войск РФ внутри Украины
2. США призывают РФ воздержаться от какого-либо военного вмешательства в ситуацию на Украине, что стало бы «глубоко дестабилизирующим» фактором и нарушением взятых на себя Россией обязательств уважать территориальную целостность Украины, а также норм международного права.
3. Вице-президент США Дж.Байден выразил премьер-министру Украины А.Яценюку поддержку «усилий его правительства» и подтвердил, что США поддерживают «суверенитет, территориальную целостность и демократическое будущее Украины».
4. Б.Обама высоко оценил «сдержанность украинского правительства и его приверженность выполнению своих международных обязательств».
5. Примечательно, что в заявлениях должностных лиц администрации США отсутствуют ссылки на возможные контрсиловые мероприятия, которые могли бы быть применены в ответ на «возможную» российскую оккупацию Крыма, типа намеков на присутствие кораблей ВМФ США в Черном море в начале февраля 2014 г. Пока едва ли не единственным потенциально возможным практическим ответом на действия РФ считается срыв июньского саммита Большой Восьмерки в Сочи.
6. Судя по всему, в Вашингтоне учитываются такие факторы, как явный силовой перевес РФ в Крыму, слабость нынешней украинской власти, прогнозируемая относительная длительность кризиса (март-май 2014 г., поскольку сначала предполагалось, что референдум состоится 25.05), а также перспектива формирования нового политического режима в Украине на откровенно антироссийской основе.
7. Администрация США пока не определилась, каким образом сможет оказать помощь Украине. Официальный представитель Белого дома Дж.Карни сообщил (28.02), что рассматриваются все варианты, включая выделение займов в дополнение к поддержке со стороны МВФ. Если новое украинское правительство возобновит переговоры с МВФ, и после того, как они начнутся, «мы также начнем предпринимать шаги в сотрудничестве с нашими партнерами и с новым правительством». Ранее, 27.02 Госдепартамент США анонсировал переговоры с партнерами о предоставлении Украине $1 млрд финансовой помощи после формирования технического правительства.
*****

Развитие темы: позиция ЕС в отношении Украины. [28.02.2014 г.]

Резолюция Европейского парламента
На очередной сессии (27.02) Европейский парламент принял резолюцию, в которой выразил поддержку территориальной целостности Украины. Европарламент призвал все стороны и третьи страны уважать и поддерживать территориальную целостность Украины, а все политические силы Украины и международные организации – взять на себя обязательство работать над сохранением территориальной целостности и национального единства страны. Резолюция напоминает России о том, что согласно Будапештскому меморандуму 1994 г. она, наряду с США и Великобританией, является одним из гарантов нерушимости украинских границ. «Европарламент напоминает Российской Федерации, что она … приняла на себя обязательство воздерживаться от экономического давления, направленного на подчинение своим собственным интересам». К России обращен призыв – придерживаться конструктивной позиции и создать для Украины условия, в которых она сможет извлечь выгоду от двусторонних отношений с ЕС и Россией. В контексте отношений между ЕС и Украиной отмечается, что положения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли не представляют никаких торговых проблем для России, а Соглашение об ассоциации не является препятствием для добрых отношений между Украины с Россией. Предлагается вывод о том, что «нестабильность в регионе ни в интересах ЕС, ни в интересах России». Политическое, экономическое или иное давление является нарушением Хельсинкского заключительного акта 1975 г. Европарламент настойчиво призвал страны-члены ЕС войти в переговорный процесс с Россией, поддержав европейские устремления Украины и других стран «Восточного партнерства», чтобы они могли сами свободно выбирать глубину своих отношений с ЕС.
Представлен тезис о том, что ЕС готов подписать Соглашение об ассоциации с Украиной в кратчайшие сроки. «Соглашение об ассоциации/углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли готово к подписанию с новым правительством как можно скорее и как только новое правительство будет готово сделать это». Кроме этого, ЕП поддержал заявление Совета ЕС о том, что Соглашение об ассоциации не является конечной целью сотрудничества между Украиной и ЕС. В резолюции впервые прямо говорится о том, что Украина имеет право стать полноправным членом ЕС. Это положение было внесено в текст резолюции в форме поправки депутата от политической группы Европейская народная партия Я.Сариуша-Вольского. Отмечается, что в соответствии с Договором о создании ЕС все европейские страны, включая Украину, «имеют долгосрочную возможность подавать заявку на членство в ЕС». В резолюции отмечается, что прежняя власть в Украине «нарушила закон, предоставив полномочия силам безопасности использовать оружие и привлекая снайперов» против демонстрантов. Выражена поддержка «тем, кто боролся и погиб за европейские ценности». Одновременно указано, что все, кто совершил преступления против собственных граждан, должны предстать перед независимым судом. Процесс расследования этих преступлений новая украинская власть должна осуществлять совместно с экспертами Совета Европы и ОБСЕ. Европарламент призывает правительства стран-членов ЕС применить внутреннее законодательство в отношении незаконного отмывания денег, чтобы остановить отток капиталу из Украины и обеспечить возвращение украденных средств, коиторые находятся на депозитах в банках на территории ЕС. Отмечаются важность расследования происхождения и возвращения Украине денег «семьи» В.Януковича.
Отмечается заявление комиссара ЕС по экономическим вопросам Олли Рена о готовности ЕС предоставить Украине существенный и амбициозный – как краткосрочный, так и долгосрочный пакет финансовой помощи.
По визовому вопросу содержится призыв к Европейской Комиссии ускорить заключение соглашения о либерализации визового режима, «что станет лучшим ответом на ожидания украинского гражданского общества». Странам-членам ЕС предложено незамедлительно ввести ускоренную и недорогую визовую процедуру для украинцев, а также увеличить количество учебных программ и стипендий для молодежи и ученых из Украины. Группа «Европейские объединенные левые» внесла поправку об «осуждении нападений на штаб-квартиры КПУ и попытки запретить ее деятельность». Европарламент призвал «украинский парламент и будущее правительство уважать права меньшинств…, использование русского и других языков национальных меньшинств», а также принять новое законодательство в соответствии с обязательствами Украины в рамках Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
Обсуждение возможностей оказания финансовой помощи
Вопрос об оказании Украине срочной финансовой помощи, который живо обсуждался представителями правительств Германии, Великобритании и США накануне формирования правительства А.Яценюка, похоже, перешел в плоскость вялотекущего торга.
25.02 А.Яценюк заявил, что Украине не хватает почти $35 млрд, чтобы «залатать бюджетную дыру в 2014 году». Глава МИД председательствующей в ЕС Греции Э.Венизелос подтвердил, что Украина «имеет срочную потребность в финансах на сумму 15 млрд евро, а если принять во внимание два ближайших финансовых года, – 35 млрд евро». Судя по комментариям министерства финансов Украины, власти считают необходимым, чтобы первые транши срочной помощи поступили в течение одной-двух недель.
В последнее время вопрос об оказании помощи Украине обсуждался в ходе встреч А.Меркель с Д.Кэмероном, а также Ф.-В.Штайнмайера с Дж.Керри. Судя по предварительным заявлениям участников переговоров, речь шла о выделении срочной помощи – $1 млрд со стороны США и ок. 1 млрд евро от стран ЕС – в дополнение к предполагаемому кредиту, который, как ожидалось, Украина сможет получить от МВФ. Однако по последним комментариям заинтересованных сторон можно сделать вывод о том, что и США, и страны ЕС будут затягивать вопрос о об оказании помощи Украине до подписания меморандума и программы стенд бай с МВФ.
25.02 министр иностранных дел Великобритании У.Хейг заявил, что Украине нужна финансовая помощь из разных источников, в том числе из России. У.Хейг заявил об этом в Вашингтоне после переговоров с госсекретарем США Дж.Керри. Дословно У.Хейг заявил: «Эта страна нуждается в финансовой помощи из разных источников, в том числе из России. Речь не идет о том, чтобы оторвать ее от России. Речь идет о том, чтобы они (украинцы) могли самостоятельно делать выбор». Он также отметил, что «безусловно, не в интересах России, чтобы Украина столкнулась с экономическим коллапсом».
Примечательно, но нечто подобное в ходе визита в Китай (24.02) заявил и министр иностранных дел Франции Л.Фабиус, по словам которого финансовая ситуация в Украине очень тяжелая, поэтому, поскольку Россия «обещала помочь», ей и дальше следует «продолжать оказывать поддержку» Украине.
Определенную ясность в дискуссию по этому вопросу внесла директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард (28.02). Она весьма прямо и недвусмысленно высказалась за то, чтобы новые власти Украины на текущем этапе «воздержались от публичных требований многомиллиардной внешней финансовой помощи». По ее оценке, «мы не видим [в Украине] ничего критичного, способного в данный момент служить оправданием для паники. Думаю, чрезвычайно преждевременно оценивать ее финансовые потребности. Нам необходимо полагаться на факты, нам необходимо полагаться на ситуацию, какова она есть в реальности».
На будущей неделе МВФ направит в Украину техническую миссию экспертов, которые будут обсуждать с официальными лицами в Киеве не только текущую, но и долгосрочную экономическую политику Украины. Эти оценки были сделаны в Вашингтоне по итогам встречи руководства МВФ с министром иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайером. Со своей стороны германский министр, руководствуясь стремлением сократить финансовую нагрузку на ЕС, призвал, чтобы экономическое содействие Украине оказывал «как можно более широкий круг партнеров».
Что касается Европейской Комиссии, ее официальный представитель О.Байи (26.02) предельно ясно констатировал, что ЕС пока не может назвать конкретные даты и суммы возможной финансовой помощи Украине, которую мы «хотим поддержать» в переходном периоде. «У нас есть временные рамки – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный этапы. Мы не можем обозначить их даты в настоящее время, не можем конкретно сказать, когда эти периоды будут, но мы над этим работаем». Поэтому такие «ключевые акторы, как Россия, должны быть привлечены к поиску решения».
Уместно также привести заявление бывшего посла США в Киеве Дж.Хёрбста (программа RT «Worlds Apart», 27.02), по мнению которого, при нынешней системе любая финансовая помощь Украине исчезнет в чьих-то карманах. Поэтому предоставление любой финансовой помощи для Украины требует тщательного контроля.

Заявления и комментарии в связи с обострением ситуации в Крыму
В связи с беспрецедентной ситуацией в Крыму лидеры стран ЕС и Европейской Комиссии склонны ограничиваться выражением Киеву сугубо декларативной политической поддержки.
Во время визита в Лондон канцлер ФРГ А.Меркель заявила, что ЕС поддерживает Украину, что сама она не представляет себе новой войны в Европе (речь в британском парламенте, 27.02). Она заявила, что ЕС окажет Украине поддержку в защите прав и свобод граждан.
Что касается Ж.-М.Баррозу, в разговоре с премьером А.Яценюком (28.02), он выразил мнение, что ситуация в Крыму должна решаться посредством политического диалога при соблюдении территориальной целостности Украины. При этом Баррозу выразил поддержку демократических реформ в Украине и сообщил о действиях, касающихся работы по «различным вариантам помощи» экономической модернизации Украины.
В то же время, как сообщила пресс-служба Кремля, 28.03 В.Путин провел телефонные разговоры с премьер-министром Великобритании Д.Кэмероном, федеральным канцлером Германии А.Меркель и председателем Европейского совета Х. ван Ромпеем. В переговорах по Украине была подчеркнута «крайняя важность» недопущения дальнейшей эскалации насилия и необходимость скорейшей нормализации обстановки.

Вопрос о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС
МИД Украины вновь декларирует готовность возобновить переговоры относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. 28.02 об этом заявил и. о. министра иностранных дел А.Дещица. По его мнению, «если европейская сторона готова к подписанию этого соглашения и тоже это подтвердит, то мы начнем эти переговоры и консультации по поводу подписания незамедлительно». Глава Миссии Украины при ЕС К.Елисеев также предлагает ставить вопрос о подписании соглашения как можно скорее, до намеренных на 25.05 президентских выборов.
В ответном комментарии пресс-службы Европейской Комиссии (брифинг О.Байи, 28.02) указано, что ЕС подтверждает, что предложение подписать Соглашение об ассоциации с Украиной остается в силе, но дата подписания документа еще не определена. «Мы верим, что это Соглашение является солидным фундаментом, на котором можно развивать политические отношения с Украиной и экономическую интеграцию Украины. Итак, это Соглашение на столе. ЕС желает его подписать с абсолютно легитимным украинским правительством. Важно добавить, что Соглашение должны подписывать две стороны».
По словам О.Байи, «сейчас украинская власть должна сделать свой суверенный выбор и сказать ЕС, желает ли подписывать, и когда, Соглашение об ассоциации. Тогда члены ЕС должны снова рассмотреть этот вопрос и дать свое согласие. Но политически ничего не изменилось с ноября – мы готовы подписать Соглашение об ассоциации».
Впрочем, по мнению многих европейских политиков, включая депутатов Европарламента, Соглашение об ассоциации с Украиной нужно подписывать после проведения досрочных президентских выборов 25.05. Такое мнение высказал и министр иностранных дел Польши Р.Сикорски (26.02). По его мнению, как только у Украины появится демократическое правительство, которое будет способным к управлению страной, оно может приехать в Брюссель для подписания соглашения. «Ассоциацию должен подписать лидер с обновленным демократическим мандатом». Кроме этого, необходимо решить три первоочередных задачи, которые необходимо выполнить для стабилизации ситуации в Украине (девальвировать гривню, договориться с МВФ и поднять цены на газ для населения).

Итоговые замечания
1. Учитывая кризис в Крыму, политическая стабилизация в Украине будет сложной, затяжной и трудно предсказуемой. Ссылаясь на кризисные факторы и тенденции в политике и экономике, Европейская Комиссия может начать существенно затягивать с подписанием Соглашения об ассоциации с Украиной.
2. Пока ни ЕС, ни США, ни МВФ не спешат с оказанием финансовой помощи новому украинскому правительству. Как ни парадоксально это звучит, европейские министры попытались поставить предоставление финансовой помощи Украине в зависимость от оказания финансовой поддержки со стороны России. Такая тенденция, на фоне относительно вялого выражения политической поддержки Киева в связи с кризисом в Крыму, позволяет высказать предположение о готовности Запада к сделке за счет Украины, которая может быть оформлена в виде федерализации и закрепления внеблокового статуса, что в целом не исключает косвенного признания отделения Крыма в форме демократического волеизъявления населения региона.
3. Резолюция Европарламента по Украине отражает эмоциональную реакцию европейских политиков на отстранение от власти В.Януковича и его коррупционно-бюрократического окружения. Хотя ряд положений резолюции носит более конструктивный и объективистский характер, чем прежние аналогичные документы, ничего нового кроме частичного признания интересов украинского общества и подтверждения базовых положений Договора о создании ЕС в купе с признанием европейской географической принадлежности Украины, этот документ не содержит.
4. Вопрос о возможности и способах практического применения положений Будапештского меморандума 1994 г., на который ссылается резолюция, предполагает серьезной проработки на уровне Европейской Комиссии и отдельных государств-членов ЕС (Великобритания, Франция), а также заинтересованных консультаций с США. По информации МИД Украины, консультации по выполнению условий Будапештского меморандума 1994 г. могут состояться 03.03 с участием Украины, США и Великобритании (ответа со стороны РФ пока не было).
*****




    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr