О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Позиция МИД Украины в связи с «делом Тимошенко»
10.10.2011р.


Занятая МИД позиция основывается на том, что судебный процесс над Ю.Тимошенко не повлияет на подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Стратегический вес этих вопросов несоизмерим в принципе. Сегодня в Европе просматривается очевидная тенденция привлечения к ответственности руководителей государств и правительств, министров, других высокопоставленных должностных лиц. В этом смысле давление на украинские власти с требованием прекращения уголовного дела в отношении Ю.Тимошенко является недопустимым.

Телевизионные комментарии К.Грищенко и О.Волошина

В интервью 5 каналу ТВ (01.10) К.Грищенко заявил, что дело Тимошенко не может обсуждаться в связи с подготовкой соглашения об ассоциации с ЕС. Уголовное дело против Ю.Тимошенко находится на рассмотрении судебной власти. «Никто не может давать гарантий за судебную власть».
Было отмечено, что право Украины быть членом Европейского Союза заложено в уставных документах ЕС. Украина будет требовать, чтобы в соглашении об ассоциации с ЕС было отражено положение о перспективе членства. Завершить большой европейский проект без Украины практически невозможно. «Украина будет влиятельным игроком, с которым придется считаться другим членам Европейского Союза».
Даже в случае декриминализации статьи, по которой судят экс-премьера Ю.Тимошенко, остается вопрос о компенсации убытков (возмещении 187 млн. долларов, или свыше 1,5 млрд. гривен по иску НАК «Нафтогаз Украины»). Общество будет интересоваться, каким образом будут решаться финансовые аспекты.
Парламент должен взвешенно подойти к тому, какие именно нормы могут быть вынесены за пределы уголовной ответственности. Такое решение должно быть очень взвешенным решением и не должно быть привязано к конкретному делу.
По словам официального представителя МИД Украины О.Волошина, в контексте итогов саммита «Восточного партнерства» в Варшаве президент В.Янукович не обязан учитывать мнение политиков ЕС относительно судебного процесса над экс-премьером Ю.Тимошенко. Украина действительно очень решительно стучит в двери ЕС, проводя внутренние изменения, требует перспективы членства, требует, уже сегодня, создания зоны свободной торговли и отношений ассоциации в политической сфере.
«Безусловно, что и в вопросах демократии, и прав человека оценки ситуации в Украине со стороны Европейского Союза имеют огромное значение для официального Киева. Другое дело, что судебная ветвь власти при принятии решений должна быть независимой от любых политических влияний и пожеланий, как со стороны украинских субъектов, так и со стороны зарубежных партнеров Украины».
Высшие должностные лица ЕС передали главе украинского государства обеспокоенность судьбой экс-премьера. Но в связи с этим, «президент не обязан учитывать такие замечания. Возможно, он что-то там учтет как человек, это его вопрос». К тому же экс-премьер сама призывала ЕС парафировать соглашение об ассоциации и завершить переговоры независимо ни от чего.

Заявления К.Грищенко в ПАСЕ

03.10 министр иностранных дел Украины К.Грищенко в качестве председателя комитета министров иностранных дел Совета Европы выступил с речью на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге.

Основные тезисы заявления К.Грищенко сводятся к следующему:
- Дело экс-премьера Ю.Тимошенко рассматривается в независимом суде в атмосфере прозрачности.
- Судебная система Украины нуждается в глубоком реформировании. В этом направлении уже ведется активная работа. «Это внесение изменений в законодательство должно приниматься парламентом, и … сейчас идет очень активный процесс, ведется интенсивное обсуждение с полным понимаем, что отдельное дело привлекает очень много внимания к необходимости реформирования нашей судебной системы».
- Применяемые в настоящее время в отношении Ю.Тимошенко нормы уголовного права были приняты очень давно и с тех пор не изменялись. «Необходимо привести это законодательство в соответствие с тем, чего ожидают европейские страны. Но речь не идет о решении какого-то отдельного вопроса. Необходимы всеобъемлющие изменения, которые декриминализируют целый ряд положений в уголовном законодательстве». Но данные изменения не означают, что это должно «повлечь безнаказанность за действия, которые влекут за собой ответственность. Мы считаем, что в нашем обществе никто не должен быть над законом, и в отношении всех в равной степени должны применяться все нормы и правила».
- У украинской оппозиции есть много возможностей для деятельности в Украине, включая возможность высказывать свое мнение на телевидении. Самыми популярными программами на телевидении являются политические дебаты с участием представителей правительства и оппозиции. «Это – дискуссия, открытые прения с участием представителей оппозиции. Это – возможность представления отличного, альтернативного мнения. … Неприемлемо мешать деятельности оппозиции». Но сейчас мы говорим о чем-то другом. «Мы говорим о необходимости ответственного правительства, а не правительства, которое раздает обещания, а потом его деятельность должна рассматриваться в судах».об ответственности правительства. … Единственная инстанция, которая может дать ответ на эти вопросы – это суд».
- Украинские власти проводят реформы с целью институциональных изменений, которые включали бы в себя «однозначные гарантии против злоупотреблений, попыток ущемлять оппозицию».
В целом можно отметить достаточно последовательную позицию МИД Украины по «делу Тимошенко», которая основывается на двух основных аргументах:
- Несоизмеримость вопросов об уголовном преследовании Ю.Тимошенко и подписании соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Движение в направлении ЕС «не является подарком для Украины», так как это в интересах и самого Европейского Союза. Тема ареста и суда над Ю.Тимошенко является важным вопросом, но это – предмет внутренней жизни нашего государства.
- Недопустимость прямого политического давления политиков ЕС на позицию украинского суда. К тому же, по словам министра К.Грищенко, Европейская Комиссия не выдвигала прямого условия освобождения экс-премьера Ю.Тимошенко и закрытия дела против нее. («Такой прямой предпосылки никто не выставлял. По крайней мере, с точки зрения наших контактов с официальными руководителями Еврокомиссии»). Вместе с тем, в комментариях К.Грищенко присутствует тезис, что у наших партнеров в ЕС «есть впечатление, что не все соответствует тем стандартам, к которым они привыкли в своих собственных странах».






    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr