О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Вопросы теории



Планы и возможные действия России в отношении Украины
26.12.2014р.


Несмотря на оживленную дискуссию в СМИ, можно предположить, что среди московских экспертов о реальных планах В.Путина в отношении Донбасса и Украины никто толком ничего не знает и достоверной информацией, судя по всему, не владеет. В близких к власти аналитических структурах считают, что линия поведения в отношении ЕС и Украины определяется лично В.Путиным без привлечения сколько-нибудь широкого круга экспертов и исполнителей.
На основании ряда имеющихся фактов и деталей представляется уместным выделить некоторые очевидные тенденции и попробовать расставить акценты – разумеется, там, где это возможно и уместно.

1. Никто толком не объяснил, зачем и для чего Кремлю и лидерам сепаратистов потребовались три месяца постоянных артиллерийских обстрелов, которые регулярно проводились после формального подписания документов о заключении перемирия (05.20 и 19.20).
Предварительный вывод: Москва не была заинтересована в прекращении огня и урегулировании конфликта. Все было сделано для того, чтобы пассивные военные действия не были прекращены и, следовательно, конфликт не был заморожен.

2. На каждом очередном этапе подготовки минских переговоров проводились новые раунды телефонных переговоров В.Путина с А.Меркель и Ф.Олландом, или четырехсторонние переговоры с участием В.Путина, А.Меркель, Ф.Олланда и П.Порошенко.
Предварительный вывод: В.Путин либо затягивает время, рассчитывая на изменение ситуации в Европе и в Украине, либо он рассчитывает склонить собеседников к определенному стереотипу действий или достижению определенного результата. Параллельно обеспечивается продолжение дипломатического диалога с европейскими лидерами.

3. Кремль упорно подталкивает П.Порошенко к прямым переговорам с лидерами сепаратистов. В целях понижения уровня представительства ДНР/ЛНР на последних переговорах в Минске (24.12) сепаратистов представляли «полномочные представители» Д.Пушилин от ДНР и В.Дейнего от ЛНР.
Предварительный вывод: В.Путин не заинтересован в П.Порошенко как в стабильном партнере и вполне осознанно разрушает его политический имидж, ставя на одну доску с Захарченко и Плотницким. Заявления С.Лаврова о том, что «П.Порошенко – лучший шанс, который в настоящее время есть у Украины», – не более, чем демагогия. При этом, на нынешнем этапе П.Порошенко для Москвы все же удобней, чем А.Яценюк или А.Турчинов, которые публично отрицают возможность политико-дипломатического урегулирования конфликта.

4. Практика показывает, что если Киев не использует рычаги давления на Крым, ДНР и ЛНР, на достижение каких-либо результатов в переговорах украинские власти рассчитывать не могут. На добровольные самоограничения и готовность к компромиссу со стороны любой из сторон, будь то российское руководство, сепаратисты или украинские власти, рассчитывать бесперспективно. В то же время, введение финансовой блокады контролируемых сепаратистами частей Донбасса или отключение Крыма от энергоснабжения привели к относительно быстрым подвижкам. В первом случае – был ускорен обмен пленными. Правда, обмен был проведен на явно невыгодных для Киева численных пропорциях – по принципу «всех на всех» (150 украинских военнослужащих на 225 сепаратистов). При этом в Донбассе остается немало представителей украинских военных формирований, до сих пор удерживаемых боевиками. Во втором случае российские власти разблокировали вагоны с уже оплаченным украинской стороной российским углем, остановленные на границе.
Предварительный вывод: если Киев не будет использовать различные средства давления на Москву, большинство вопросов, касающихся урегулирования, вряд ли смогут быть решены с помощью переговоров. Следует напомнить, что в рамках переговоров по газу российское правительство три года успешно морочило голову вполне лояльным в отношении РФ В.Януковичу и Н.Азарову, не идя на уступки вплоть до декабря 2013 г.

5. Предположительно, главный интерес П.Порошенко заключается в установлении мира (или, скорее, состояния «невойны»). Что касается А.Турчинова и А.Яценюка, их интересы могут существенно отличаться, том более, что каких-либо существенных усилий для достижения состояния «невойны» они не прилагали. Вполне вероятно, что их интерес адаптирован к состоянию вялотекущего конфликта в форме АТО, который позволяет списывать на эти цели большие суммы денег или развлекаться с проектами по строительству «европейского вала».

6. С точки зрения политической линии П.Порошенко, новые переговоры в Минске могут вестись лишь по вопросам выполнения уже подписанных соглашений, из которых в полной мере не выполнен ни один пункт. Данная позиция вполне оправдана, поскольку в ином случае речь может идти только о новых односторонних уступках в пользу сепаратистов.

7. Что касается В.Путина, как отмечают российские эксперты, мир в Украине ему не выгоден, поскольку может быть истолкован как поражение действий Кремля. Предполагается, что Москва осознанно блокировала выполнение минских соглашений, сохраняя возможность выбора между различными вариантами поведения.
- Один из таких вариантов предполагает сохранение ДНР и ЛНР в составе Украины в форме автономных республик. Цель – навязать Киеву режим, при котором на территории Донецкой и Луганской областей будут фактически сохранены органы управления во главе с нынешними лидерами сепаратистов, а также их вооруженные силы, спецслужбы и т. п. Предполагается закрепить право этих структур поддерживать особые экономические и политические отношения с Россией. При этом пенсионное и социальное обеспечение предполагается повесить на Киев.
Поскольку украинские власти на такой вариант соглашаться не намерены, могут быть сделаны попытки навязать Киеву эту схему при помощи европейских лидеров.
- Другой вариант предполагает силовое решение проблемы (формальное подтверждение отделения ДНР/ЛНР от Украины). Предполагается, что в результате такого шага Россия должна поддержать формирование в ДНР/ЛНР структур управления по типу Приднестровья, с собственной денежной единицей и постепенной организацией автономной системы экономического управления. В этом случае помощь ДНР/ЛНР будет поступать со стороны российского правительства.
- Третий вариант предполагает использование ДРН/ЛНР исключительно в форме военной организации – в целях подготовки нового наступления на территории, контролируемые украинской властью.
Теоретически новое наступление возможно в двух случаях – если в наступление перейдет украинская армия (то есть, в качестве контрнаступления), или если фронт сил АТО и вся система силовых структур Украины будут дезорганизованы в результате социально-экономического кризиса, внутренней дестабилизации, беспорядков в Киеве и т. п.

8. Отсутствие прогресса в выполнении минских соглашений показывает лишь то, что в Москве до сих пор не принято решение о том, что делать с контролируемыми сепаратистами территориями Донбасса, а также остается не ясным, какой характер примет развитие процессов в Украине. Заявления, которые на Западе склонны считать признаками изменения позиции РФ, на самом деле не являются знаковыми символами. Высказывания С.Лаврова о том, что Россия якобы не будет настаивать на «федерализации» Украины, или тот факт, что В.Путин на своей пресс-конференции (18.12) говорил не о Новороссии, а о Восточной Украине, на самом деле ничего не значат. Москва потенциально может свободно жонглировать терминологией, не внося изменений в свои действия в Донбассе или маскировать миролюбивыми заявлениями подготовку нового наступления со стороны сепаратистов.

9. Со стороны Киева присутствует явная осторожность в оценках, касающихся возможных условий урегулирования. В отношении российской стороны заметна крайне высокая степень недоверия, что выглядит вполне оправданным. СНБО Украины опроверг сообщение мониторинговой группы ОБСЕ о том, что для контроля за прекращением огня с 28 декабря на всей линии размежевания в Донбассе будут дежурить совместные патрули с участием украинских, российских военных и представителей сепаратистов. (Сообщение мониторинговой группы ОБСЕ було сделано со ссылкой на руководителя украинской делегации в контактной группе по вопросам прекращения огня, представителя Генштаба Вооруженных Сил генерал-майора А.Размазнина).

10. Вероятно, в Кремле намерены дождаться истечения годичного срока санкций ЕС, введенных против России. Российская дипломатия готовиться простимулировать сопротивление ряда европейских правительств против продления санкций на новый период. Весьма вероятно, что к дате завершения годичного срока санкций ЕС Москва предложит европейским лидерами некую схему разграничения сфер влияния в Европе и Евразии.

Общий итог заключается в сохранении нестабильной ситуации, которая не гарантирует от возобновления в Донбассе военных действий, включая крупные наступательные операции. Единственным серьезным указанием на то, что Москва склонна отказаться (временно или постоянно) от возобновления военных действий могло бы стать разъединение сил сторон в зоне конфликта.
До тех пор пока этого не достигнуто, возможность наступления со стороны войск ДНР/ЛНР и российских контингентов сохраняется.



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr