О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Актуальный комментарий



Украина – США: визит Госсекретаря США Дж.Керри в Киев (07.07)
11.07.2016р.


Накануне Варшавского саммита НАТО госсекретарь США Дж.Керри посетил Грузию и Украину. В ходе визита в Киев Керри провел встречи с президентом П.Порошенко, премьером В.Гройсманом, спикером А.Парубием, главой МИДа П.Климкиным, а также провел совместный брифинг с П.Порошенко.

Политические оценки Дж.Керри
1. Дж.Керри подчеркнул, что в Донбассе «сторон конфликта больше, чем две», и все они должны обеспечить «полную реализацию» Минских соглашений.
2. В ходе состоявшегося 06.07 телефонного разговора президентов России и США «президент Путин заявил, что у него есть такое же желание увидеть прогресс в реализации (Минских соглашений), как и у президента Обамы. … Так что есть шансы, что в ближайшее время мы воплотим эту надежду» [1].
3. «Если Россия выберет путь деэскалации и реализации Минска, международное сообщество будет это приветствовать. Если Россия не выполнит обязательства по деэскалации, санкции останутся в силе. То же касается и Крыма. Наши санкции по Крыму останутся до полного разрешения этой проблемы».
4. Путь к урегулированию конфликта в Донбассе определяется необходимостью «быстрее разрешить конфликт путем внедрения Минских соглашений». Для этого следует обеспечить реальный режим прекращения огня на линии соприкосновения, неограниченный доступ Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ ко всем районам Донбасса, включая украинско-российскую границу, обеспечить возвращение всех заложников, провести свободные и справедливые выборы в Донбассе, которые соответствуют стандартам ОБСЕ и украинской Конституции, а также вывод всего иностранного вооружения и сил. «И в конечном итоге – возвращение Украине суверенитета в пределах ее международно признанной границы» (в районе Донецкой и Луганской областей).
5. США намерены дополнительно предоставить Украине $23 млн. гуманитарной помощи для лиц, пострадавших от конфликта на Востоке Украины.
6. Дж.Керри ушел от темы, касающейся поставок Украине летальных вооружений. По его словам, этот вопрос обсуждают 5 стран НАТО. «Мы оценим потребности с точки зрения усиления обороноспособности Украины в поставках техники и другой помощи».
7. НАТО будет и дальше придерживаться политики «открытых» дверей для новых членов. В то же время, вопрос о членстве Украины в НАТО не рассматривается. «Как сказал Порошенко, у Украины еще долгий путь в оборонном секторе, это является частью диалога в контексте Комиссии Украина-НАТО. И он (Порошенко), и ваша страна, еще не приняли решение, хотят ли они подать заявку на членство в НАТО. Недавняя реформа в обороне Украины также включает меры по гражданскому контролю, общественному контролю. Это важная часть демократического процесса. И это является частью намерения Украины повысить сотрудничество в НАТО в рамках специального партнерства, которое сейчас имеет место. Так что мы продолжим работу и увидим, какое будет будущее в зависимости от принятых здесь решений. Мы будем рассматривать динамику, но сейчас говорить о чем-то еще будет преждевременно».
8. На саммите НАТО в Варшаве должны быть выработаны способы восстановления территориальной целостности Украины.
9. Позитивно отмечены «демократические преобразования», проведенные в Украине в том числе при помощи США (создание новой полиции, Национального антикоррупционного бюро, повышение прозрачности в управлении, конституционные изменения относительно системы правосудия, реформа государственной службы и другие реформы, значительные положительные сдвиги в энергетике, положительные изменения в системе Генеральной прокуратуры, проведение серьезной антикоррупционной деятельности, разрушение олигархического диктата, укрепление банковской системы и улучшение инвестиционного климата). Благодаря этим «непростым решениям» президента Порошенко «Украина переживает рост, ее экономика растет, в отличие от других экономик региона».

Заявления П.Порошенко
1. Порошенко отметил, что ждет от саммита НАТО в Варшаве подтверждения перспективы членства Украины в Альянсе. «Мы ожидаем, чтобы те позиции, которые были задекларированы во время Бухарестского саммита, ключевая из которых – что двери НАТО открыты для любой европейской страны, будут подтверждены».
2. На варшавском саммите НАТО состоятся заседание Комиссии Украина-НАТО на высшем уровне и встреча в формате стран большой пятерки (США, Франция, Германия, Великобритания и Италия) плюс Украина. Киев ожидает, что по результатам встречи в формате саммита НАТО, и в формате Комиссии Украина-НАТО, и в формате «Большой пятерки» плюс Украина «мы скоординируем меры дальнейшего обеспечения принуждения России к полной имплементации минских договоренностей и началу деоккупации Крыма».
3. «Россия и поддерживаемые ею боевики несут исключительную ответственность за пробуксовки мирного процесса в Донбассе. Мы, украинцы, преданы имплементации минских договоренностей, которые считаем дорожной картой для мирного урегулирования конфликта в Донбассе».
4. «Для украинского народа важно чувствовать, что в противостоянии сложному внешнему вызову с нами рядом стоит мощный стратегический партнер. В контексте противодействия вызовам мы отметили, что США были и остаются ключевым союзником Украины на международной арене. Нас объединяют общие ценности и понимание, что цивилизованный мир только вместе может эффективно противостоять попыткам дестабилизировать глобальную систему международной безопасности и сотрудничества… Украина рассчитывает, что Конгресс и новая администрация США и в дальнейшем будут исповедовать принцип преемственности и эффективной поддержки украинского государства».

Политические итоги визита
1. Несмотря на выраженные Дж.Керри оптимистические ожидания по поводу полной имплементации Минских соглашений до окончания полномочий администрации Б.Обамы, пока нет никаких признаков того, что ситуация может измениться в направлении разрядки напряженности. Вполне очевидно, что при нынешней администрации США этот конфликт не будет ни урегулирован, ни заморожен. Иными словами, администрации США придется определять свою позицию по этому вопросу после инаугурации нового президента США в январе 2017 г.
2. Несмотря на присутствие в делегации Госдепартамента США В.Нуланд, в ходе визита Дж.Керри не было отмечено сигналов, свидетельствующих о давлении на Киев с целью ускорить выполнение «плана Мореля» и прохождение закона о местных выборах в Донбассе в Верховной Раде.
3. Нарочито избегая высказываний, которые могут быть истолкованы как выражение союзнических обязательств, Дж.Керри последовательно воздерживался и от любой критики в адрес нынешней украинской власти.
4. На брифинге в Киеве Дж.Керри не упоминал о предоставлении Украине финансовой помощи, кроме $23 млн, обещанных для обеспечения поддержки вынужденным переселенцам. Тема отношений украинского правительства с МВФ также не затрагивалась.
5. Примечательно выражение персональной поддержки П.Порошенко, действия которого рассматриваются как правильные и позитивные. «… Учитывая ситуацию и определенные вызовы с точки зрения безопасности в вашей стране – это впечатляет даже больше и подтверждает достижения украинского народа. Украина бесспорно продвигается вперед».
6. Заявление Дж.Керри об отсутствии перспективы членства Украины в НАТО было обставлено специфическими дипломатическими формулировками, которые сопровождались в целом примирительным стилем высказываний в отношении России. Тот факт, что в случае отказа РФ от прекращения военной поддержки сепаратистов США намерены продолжить применение санкций, можно расценить как тривиальное обстоятельство, которое не должно мешать диалогу и ограниченным формам сотрудничества с РФ по другим направлениям.
В этом смысле уместно привести заявление Дж.Керри, которое он сделал во время визита в Тбилиси (06.07). В своем заявлении по ситуации в российско-грузинских отношениях он назвал действия России в Грузии оккупацией и призвал Москву к полному выполнению Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г. [2]. В этом смысле Дж.Керри отметил важность подписанного им меморандума между Грузией и США в сфере безопасности и двустороннего сотрудничества, в котором выражена поддержка евроатлантического будущего Грузии. Дж.Керри отметил, что США чувствуют свою долю обязанности помочь Грузии в укреплении обороноспособности и поддержке партнерства в сфере безопасности, которые в последующем будут «содействовать, устойчивости Грузии и повышению ее обороноспособности».
7. В рамках визита в Грузию Дж.Керри и премьер-министр Грузии Г.Квирикашвили провели заседание рабочей группы в рамках Хартии о стратегическом партнерстве США и Грузии. Примечательно, что в ходе визита в Украину Дж.Керри не упоминал об аналогичной Хартии о стратегическом партнерстве между США и Украиной.
8. До президентских выборов в ноябре 2016 г. администрация США будет стараться уклоняться от конфликтной риторики в адрес РФ. Высказываются предположения, что до президентских выборов в США Дж.Керри может предпринять еще один визит в Москву с традиционной повесткой дня (Сирия, международный терроризм, Донбасс). В этом контексте, как можно предположить, Госдепартамент США будет удерживать Киев от действий, способных вызвать обострение конфликта в Донбассе, а также блокировать намерения Пентагона предоставить Киеву летальные вооружения, на которые в бюджете США запланировано $50 млн. Впрочем, такая позиция не затрагивает программу поставок оборонительных вооружений и военного снаряжения. (По последним данным, 02.07 Вооруженные силы Украины получили из США новую партию из 14 контрбатарейных радаров с радиусом действия 25 км).

Примечания:

[1]. Согласно российской версии, В.Путин акцентировал внимание на необходимости налаживания прямого диалога Киева с Донецком и Луганском, проведения амнистии, предоставления ДНР и ЛНР особого статуса и совместной разработки закона о местных выборах. По информации Washington Post, Б.Обама также предложил В.Путину объединить усилия в борьбе с «Исламским государством» в Сирии. Условием для такого сотрудничества является прекращение Россией бомбардировок баз сирийских группировок, которые пользуются поддержкой США.

[2]. Дословно было заявлено следующее: «Соединенные Штаты Америки твердо поддерживают территориальную целостность и суверенитет Грузии. Результаты оккупации и милитаризация России, с точки зрения оккупации грузинских территорий, неприемлемы, и мы вновь призываем Россию выполнить требования Соглашения о прекращении огня 2008 года, что означает вывод их войск на доконфликтные позиции и снятие всяческого барьера для гуманитарной поддержки, для гуманитарной помощи в этом регионе». – См.: Керри призвал Москву к деоккупации Грузии. 06.07.2016. - http://www.ukrinform.ru/rubric-world/2046057-kerri-prizval-moskvu-k-deokkupacii-gruzii.html

*****



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr