О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Актуальный комментарий



«Отделение» Крыма: внутриполитические и международные аспекты.
17.03.2014р.


Решение Верховного Совета Крыма о присоединении к РФ (06.03) коренным образом изменило ситуацию. В условиях отсутствия ресурсов и неготовности украинской власти к активному сопротивлению на территории Крыма, а также при отсутствии существенной поддержки со стороны США и ЕС, главным вопросом с точки зрения Украины становится урегулирование отношений с РФ на минимально приемлемых условиях.

Выдвижение уголовных обвинений против В.Константинова и С.Аксенова закрывает возможности диалога украинских властей с руководством Верховной Рады (которая считается легитимным представительским органом автономии) и правительства Крыма, поскольку отрезает В.Константинову и другим депутатам Верховного Совета АРК пути к отступлению.
Равнозначное уголовное преследование в отношении С.Аксенова и В.Константинова является дополнительным фактором, обеспечивающим сплоченность крымского руководства, а также служит оправданием в его противостоянии с Киевом. Правда, в контексте появившейся информации о том, что АРК намерена войти в состав России, эти соображения теряют смысл.
Руководство АРК практически полностью игнорирует власти в Киеве и не намерено вести переговоры с украинскими властями.
В такой ситуации Крым по сути уже проигран. Разумеется, в международно-правовом отношении проблема Крыма может находиться в «подвешенном» состоянии достаточно долго (запад присоединение Крыма к РФ не признает), однако отыграть ситуацию назад уже не получится. Введение Киевом экономической блокады против Крыма также непродуктивно и может лишь усугубить конфликтную ситуацию, оправдывая действия правительства АРК.
В сложившейся ситуации ослабление напряженности и переговоры могли бы, по меньшей мере, дать время для оценки ситуации и перегруппировки сил. Если предположить, что ситуация может измениться, Киев мог бы попытаться использовать какие-то международно-правовые аргументы, но в реально сложившейся ситуации они уже однозначно не действуют.

Действия крымских властей. Решения Верховного Совета АРК (06.03)
27.03 Верховный Совет АРК назначил председателем Совета министров АРК С.Аксенова и принял постановление о проведении республиканского референдума по вопросам усовершенствования статуса и полномочий Автономной Республики Крым.
На внеочередном пленарном заседании Верховного Совета АР Крым (06.03) депутаты приняли постановление о вхождении в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и проведении общекрымского референдума 16 марта 2014 г. За соответствующее решение проголосовало 78 парламента АРК, что составляет две трети голосов.
Верховный Совет Крыма постановил:
1. Войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации.
2. Назначить на 16 марта 2014 г. общекрымский референдум (включая г. Севастополь).
На референдуме гражданам предложено ответить на два альтернативных вопроса:
1). Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? [1].
Вопрос, получивший большинство голосов, будет считаться выражающим прямое волеизъявление населения Крыма. Бюллетени для голосования на общекрымском референдуме печатаются на русском, украинском и крымскотатарском языках.
Верховный Совет АРК также обратился к президенту РФ и Федеральному Собранию РФ с предложением о начале процедуры вхождения Крыма в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта.
Срок проведения референдума перенесен с 30 марта на 16 марта. На предыдущем заседании Верховного Совета АРК о переносе сроков проведения референдума речь не шла. Т. о., решение было принято с учетом негативного влияния «фактора времени», который создает напряженность в отношениях РФ с Западом и вызывает обеспокоенность у части населения Крыма в связи с дестабилизацией привычной внутриполитической обстановки.
Вице-премьер правительства АРК Р.Темиргалиев заявил (06.03), что единственно законным военными формированиями на территории Крыма сейчас считаются Вооруженные силы РФ. «Все остальные, будут считаться оккупантами с соответствующими последствиями. … Украинским военным предложено написать рапорта, получить гражданство РФ и принять присягу. Несогласным мы готовы обеспечить безопасный выход на материковую Украину».
05.03 Симферополь посетил президент Татарстана Р.Минниханов. Он подписал с новым премьером автономии С.Аксеновым договор о сотрудничестве между двумя республиками и заявил, что считает новую крымскую власть легитимной. Р.Минниханов встречался с представителями крымских татар, предложив им сохранять нейтралитет.
Воинские части Украины в Крыму блокированы российскими войсками, включая штаб ВМС Украины в Севастополе. Ракетный крейсер «Москва» ЧФ РФ стоит у входа в бухту Донузлав. Выход кораблей ВМС Украины из бухт Севастополя и Донузлава закрыт. Выход из Донузлава блокирован затопленными кораблями. Сложившаяся ситуация может привести к потере Украиной большей части своего военно-морского флота.
Средства ПВО Украины в Крыму сняты с боевого дежурства. Радиотехническая и зенитно-ракетная бригады со штабами в Севастополе небоеспособны. Обрезаны кабеля, изъяты блоки аппаратуры, кабины ракетных комплексов С-300 и «Бук» опечатаны и находятся под контролем российских военнослужащих. Авиация выведена из строя.
Силы МВД в Крыму сотрудничают с правительством АРК. Судя по всему, милиция будет выполнять распоряжения МВД Крыма.
Правительство АРК предпринимает меры с целью перевода под свой контроль государственного имущества Украины в АРК, включая ремонтные заводы, производственные предприятия и объекты гражданской инфраструктуры.
06.03 городской совет Севастополя также принял решение о вхождении в состав России.

Позиция украинских властей
Окружной административный суд Киева приостановил действие ряда решений, принятых Верховным Советом АРК, в частности решений крымского парламента о назначении С.Аксенова премьером АРК и проведении референдума о статусе Крыма.
Генеральная прокуратура Украины сообщила о возбуждении против В.Константинова и С.Аксенова уголовного дела в связи с действиями по насильственной смене или свержению конституционного строя. Бывшему командующему ВМС Украины Д.Березовскому, который перешел на сторону Крыма, предъявлено обвинение в государственной измене.
05.03 Шевченковский районный суд г. Киева санкционировал задержание крымского премьера С.Аксенова и спикера парламента республики В.Константинова. Центральная избирательная комиссия Украины заблокировала доступ к базе данных избирателей в Крыму и Севастополе и требует от правительства и местных властей Крыма придерживаться законодательства о местных референдумах.
06.03 и.о. президента А.Турчинов заявил, что предпримет действия и меры с целью роспуска Верховного Совета АРК [2]. Эта декларация, по сути, является пустым демаршем, поскольку невыполнима. Блокированные в Крыму части Вооруженных Сил Украины просят украинское руководство определить их дальнейшие действия в условиях сложившейся патовой ситуации.

Примечания:

. Позитивный ответ на этот вопрос предполагал, что Крым может формально оставаться в составе Украины.

2. И. о. президента А.Турчинова заявил (06.03), он «остановил решение» Верховного Совета Крыма о проведении референдума по вопросу присоединения Крыма к России и инициировал роспуск парламента Крыма: «Я остановил решение парламента Крыма. Верховная Рада Украины будет инициировать роспуск парламента Автономной Республики Крым. Мы защитим неприкосновенность территории Украины». Согласно его заявлению, «Верховный Совет Крыма, который полностью контролируется военными Вооруженных Сил Российской Федерации, принял незаконное решение о проведении референдума. Референдума в Крыму по вопросу: “выступаете ли вы за вхождение Крыма в состав РФ?” Это решение является нелегитимным и ничтожным. Решение противоречит воле украинцев и интересам граждан, проживающих в автономии».
А.Турчинов отметил, что согласно ст. 73 Конституции Украины вопросы относительно территорий и границ могут обсуждаться только на всеукраинском референдуме. «… Провести даже местный, крымский, референдум за десять дней невозможно. … Мы защитим неприкосновенность нашей территории. Мы защитим суверенность нашей страны».
Главное следственное управление Службы безопасности Украины начало досудебное расследование в связи с принятием депутатами Верховного Совета Крыма решения о вхождении АРК в состав РФ. «Квалификация – ч. 3 ст. 110 УК (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины)». Мотивация расследования обусловлена тем, что депутаты Верховного Совета АРК приняли соответствующее решение с нарушением порядка, установленного Конституцией Украины, и действовали умышленно с целью изменения границ территории Украины.

*****

Продолжение темы: позиция РФ в отношении Украины [07.03.2014 г.]

Контакты с Киевом на уровне президента и правительства отсутствуют. МИД РФ отказывается от контактов с МИД Украины, ссылаясь на незаконность украинских властей и формально требуя от стран Запада выполнения соглашения об урегулировании кризиса в Украине от 21.02.

Заявления президента В.Путина
1. На пресс-конференции (04.03) В.Путин заявил, что пока не видит необходимости ввода войск в Украину, подчеркнув, однако, что такая возможность может появиться «в крайнем случае». В этот же день В.Путин отдал приказ войскам и соединениям, принимавшим участие в военных учениях, возвращаться в места постоянной дислокации.
2. Это заявление (войны не будет, войска возвращаются на базы) сбило с толку многих наблюдателей, поскольку было воспринято не только как отказ от ввода войск в Украину, но и как намерение прекратить военную блокаду территории Крыма. Тем не менее, как выяснилось, уходить из Крыма и признавать его украинский статус В.Путин не намерен. Введенные в Крым войска без знаков отличия не признаются российской стороной в качестве военнослужащих регулярных вооруженных сил и объявлены крымскими «силами самообороны».
3. Относящиеся к Украине смысловые тезисы пресс-конференции В.Путина, сводятся к следующему:
- В Украине произошел антиконституционный государственный переворот. Его осуществили силы, которые пользовались прямой поддержкой Запада.
- Участники «проевропейских» акций протеста активно применяли насилие, преднамеренно нарушали все формы общественного порядка, применяли оружие, поджигали офисы бывшей правящей партии, демонстрировали прямое нарушение прав человека. Произошла вооруженная смена власти, наступил хаос, люди нуждаются в защите.
- В.Янукович является легитимным президентом Украины, хотя и не имеет политического будущего.
- Нынешние власти в Украине не легитимны, поэтому Москва не намерена вести с ними переговоры.
- Действия РФ на Украине не подпадают под ограничения каких-либо норм международного права и Будапештского меморандума 1994 г., поскольку мотивируются гуманитарными интересами и задачами защиты прав человека. На Украине происходит становление нового государства, с которым Россия не связана обязательствами по Будапештскому меморандуму.
- Россия, возможно, не признает результаты президентских выборов 25 мая в Украине.
- Украина не платит за газ и поэтому теряет согласованную в декабре 2013 г. скидку (1/3 цены).
- Если российские интересы окажутся под угрозой, в случае необходимости Москва и в будущем будет применять силу. Россия защищает свои интересы - так же, как это всегда делали и делают США.
- Введение санкций против России приведет к взаимным потерям. Россия продолжает подготовку к саммиту стран G8 в Сочи (июнь 2014 г.), но если остальные участники не хотят приезжать, то пусть не приезжают.
4. Реагируя на решение парламента АРК о присоединении к РФ (06.03), президент В.Путин признал руководство Крыма легитимным, но отказался комментировать вопрос о присоединении Крыма к России (предположительно, до итогов назначенного референдума).

Позиция МИД РФ
1. МИД России заявляет, что не видит необходимости в проведении двусторонних консультаций с Украиной по ситуации в Крыму, поскольку считает события, происходящие в АРК, следствием внутриполитических процессов в Украине.
2. МИД РФ придерживается линии, что Москва не намерена поступаться своими интересами в Украине. Выступая в Госдуме РФ (06.03), зам. министра иностранных дел РФ В.Небензя сообщил о переговорах главы МИД РФ С.Лаврова с коллегами из США, Франции, Германии, Польши, Великобритании и представителями ЕС. По его словам, «получился тяжелый разговор». Главное к чему пришли стороны – что надо говорить не языком ультиматумов, а путем поиска совместных решений, конечно не поступаясь интересами РФ в Украине, интересами русскоязычного населения.
3. Касаясь внесения в Верховную Раду Украины законопроекта о вступлении Украины в НАТО [1], В.Небензя отметил, что в МИД РФ считают членство Украины в НАТО «невозможным» по определению: Украина не будет членом НАТО не только потому, что этого не допустит прежде всего Россия, но также поскольку на это не пойдут сами США западные и страны, так как «понимают, что означало бы вступление Украины в НАТО для России».

Позиция Государственной Думы РФ
Государственная Дума РФ готова рассмотреть законопроект о возможности присоединения Крыма к России как части иностранного государства. Законопроект об упрощенном порядке принятия в состав РФ новых субъектов федерации может быть принят уже на следующей неделе.
Вице-спикер Госдумы С.Неверов отметил (06.03) историческое значение решения депутатов Крыма о вхождении полуострова в состав РФ и охарактеризовал его как воссоединение единого народа, «который по воле безответственных партийных функционеров был разделен».
Лидер «Справедливой России» С.Миронов напомнил, что еще 28.02 он внес законопроект об упрощенном порядке принятия в состав России частей других государств. «Законопроект написал для Крыма. … Наши братья в Крыму хотят восстановить историческую справедливость и исправляют ошибку, которую в свое время допустило советское руководство в лице Хрущева, когда Крым был отдан Украине».
Госдума РФ предложено рассмотреть введение ввести санкций против украинских олигархов, поддерживавших приход украинской оппозиции к власти. Вице-спикер Госдумы И.Мельников считает, что необходимо «предусмотреть торгово-экономические и другие санкции против тех олигархических групп в Украине, которые способствовали насильственной смене власти в Киеве», и при этом «очень взвешенно» подходить к вопросам финансовой помощи Украине.
В свою очередь, спикер Госдумы РФ С.Нарышкин предполагал обратиться к Венецианской комиссии Совета Европы по поводу оценки легитимности власти в Украине и легитимности принимаемых этой властью решений.

Предупредительные меры в контексте развертывания группировки ВМФ США
05.03 Турция дала разрешение американскому эскадренному миноносцу «Тракстон» на проход в Черное море. Эсминец должен пересечь Босфор 07.03 и сделать остановку в румынском порту. Проход через Босфор авианосца «Джордж Буш» и группы сопровождения невозможен, поскольку водоизмещение авианосца превышает ограничения конвенции Монтре о статусе проливов. Согласно конвенции, общее количество кораблей военно-морского флота нечерноморской страны, которые одновременно проходят проливы, не должно превышать девяти. Общий тоннаж кораблей военно-морского флота нечерноморской страны, которые одновременно находятся в Черном море, не должен превышать 45 тыс. тонн, из них боевых кораблей - 30 тыс. тонн. При этом нечерноморская страна должна сообщить о намерении пройти пролив Босфор боевым кораблем за 15 дней. В настоящее время авианосец ВМС США «Джордж Буш» с группой из 17 кораблей сопровождения и трех подводных лодок находится в Греции в порту Пирей.
06.03 на полигоне Капустин Яр под Астраханью (в 450 км от границы с Украиной) начались учения войск ПВО Западного военного округа (ЗВО) РФ. В учениях принимают участие около 3,5 тыс. специалистов войсковой ПВО округа и Северного флота и более тысячи единиц военной техники. В учениях принимают участие боевые расчеты зенитных ракетных комплексов С-300, «Бук-М1», «Оса», «Стрела-10», зенитных пушечно-ракетных комплексов «Тунгуска», переносных зенитных ракетных комплексов «Игла». Отрабатываются задачи по прикрытию войск, объектов инфраструктуры и отражению ударов средств воздушного нападения условного противника.

Меры экономического давления
07.03 «Нафтогаз Украины» не смог рассчитаться за поставки газа в феврале 2014 г., в результате чего «Газпром» заявил об увеличении долга до $1,89 млрд и пригрозил, что если Украина не будет платить, поставки газа могут быть полностью прекращены.
На встрече с В.Путиным вице-премьер Д.Рогозин сообщил (05.03), что правительство РФ ввело запрет на доставку топлива корпорации ТВЭЛ для украинских атомных электростанций. Д.Рогозин утверждает, что доставка топлива в Украину, как и поставки топлива в страны ЦСЕ, прекращены из-за нестабильной ситуации в Украине. «С точки зрения штатной работы на самих станциях все нормально. Но периметр безопасности обеспечивается частными охранными предприятиями, а также войсками МВД Украины и СБУ». По его мнению, такая охрана ненадежна.
По заявлениям российской стороны, украинские АЭС обеспечены топливом лишь до конца апреля. Вместе с тем высказываются предположения, что украинские АЭС могут продержаться без российских ТВС около года. В случае невыполнения контрактных обязательств корпорацией ТВЭЛ, Украина имеет право применить штрафные санкции. За 9 месяцев 2013 г. стоимость закупки свежего ядерного топлива составила $423,912 млн. Украина должна также проинформировать МАГАТЭ о сложившейся ситуации.
Топливо для АЭС Украина закупает только у российской корпорации ТВЭЛ. В 2008 г. «Энергоатом» заключил пятилетний контракт со шведским отделением американской компании Westinghouse для постепенной замены российского топлива на не менее чем 3-х энергоблоках, однако в 2012 г. поставки были прекращены в связи с выявлением дефектов тепловыделяющих сборок, поставленных Westinghouse.
Другим фактором, способствующим экономической нестабильности в Украине, может стать дефицит автомобильного топлива. В феврале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рынок бензина снизился на 25,3%, а дизельного топлива – на 22,4%. Пока снижение потребления бензина и ДТ было обусловлено девальвацией гривни, а снижение объемов запасов – новыми условиях приобретения валюты, установленными Нацбанком Украины (отсрочка на 6 рабочих дней операций по приобретению валюты).

Комментарий Ю.Тимошенко
В интервью немецкому журналу Stern (06.03) Ю.Тимошенко прокомментировала позицию В.Путина в отношении Украины. По ее мнению, В.Путин поставил ультиматум: «бывший президент Янукович и другие бывшие члены правительства должны вернуться к власти, тогда Путин освободил бы Крым. Но это немыслимо. На это никто в Украине не пойдет».
Ю.Тимошенко считает, что «Украина не может вести переговоры с Россией. Ведь наша позиция в этих переговорах была бы слишком слабой». Т.е., переговоры с Россией должны вести США и Великобритания. Напрашивается вывод, что практически вся нынешняя власть не только изначально не имела представления о политике в отношении России, но и представляет себе иной возможности отношений с РФ, чем консультации и посредничество со стороны Запада. Наиболее примечателен в этом смысле вывод Ю.Тимошенко о невозможности переговоров с Москвой.

Итоговые замечания
1. Позиция Москвы сознательно делегитимизирует нынешние украинские власти, осложняя их отношения с Западом и ослабляя интенсивность оказываемой поддержки. Несмотря на прямые требования сто стороны Запада, Москва на контакт с Киевом не идет и до референдума в Крыму вряд ли пойдет на уступки в этом вопросе.
2. В условиях относительно слабых мер, предпринимаемых Западом в плане реагирования на украинский кризис, главной задачей Киева является определение формата переговоров с Москвой по нормализации ситуации, хотя власти полагаются в основном на США и ЕС.
3. Возможным вариантом превентивного реагирования могло бы стать формирование группы из опытных украинских политиков и бывших силовиков (включая Л.Кучму, А.Кинаха, А.Кузьмука, Е.Марчука, И.Смешко и др.) которые могли бы начать зондаж позиций российского руководства о вариантах урегулирования. В случае критических сбоев в системе власти Украины такая группа могла бы стать альтернативным центром консолидации политических сил и предложить создание переходных структур, способных взять на себя ответственность в случае критического обострения политического и экономического кризиса в Украине.
4. Цели политики Москвы в отношении Украины до конца не ясны. Разумеется, в отношении Крыма главная цель заключается в отделении АРК от Украины, однако, судя по всему, даже в случае успеха этой операции массированное давление на Киев не прекратится.
5. С точки зрения Киева, важным и крайне болезненным вопросом является обеспечение промежуточных условий пребывания в Крыму (или вывода из Крыма?) контингентов Вооруженных Сил Украины. Их пребывание в Крыму можно считать мотивированным лишь в том случае, если Киев рассчитывает на провал и срыв референдума 16 марта, а также на сохранение своего присутствия на полуострове.
6. Со стороны Москвы уже прозвучал ряд угроз в отношении Киева, включая запрет на поставки ТВЭЛов для украинских АЭС и возможность полного прекращения поставок газа. Как можно предположить, такие меры должны удержать Киев от введения экономической блокады Крыма.
7. Примечательно, что премьер-министр А.Яценюк был вынужден отказаться от пронатовской риторики, хотя сделал это не сам, а, по всей видимости, с подачи генерального секретаря НАТО А. Фог Расмуссена. На совместном брифинге в Брюсселе (06.03) А.Яценюк заявил, что вступление в НАТО «не на наших радарах» (!?), но Украина рассчитывает на поддержку НАТО в урегулировании кризиса в Крыму и рассматривает исключительно мирные пути разрешения конфликта с Россией.
8. Антироссийская риторика представителей украинского парламентского большинства (внесение в парламент законопроекта об отмене внеблокового статуса Украины) в нынешних условиях только злит Москву, подтверждая целесообразность жесткого курса в отношении нынешней украинской власти.

Примечания:

. 04.03 в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, который предусматривает отмену внеблокового статуса Украины и позволяет рассмотреть вопрос вступления в НАТО. Проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения и обеспечения национальной безопасности Украины)" под номером 4354 зарегистрирован народными депутатами от фракции ВО "Батькивщина" Б.Тарасюком, В.Королюком и А.Черноволенко.

*****

Отношения между Украиной и ЕС. [07.03.2014 г.]

06.03 в Брюсселе состоялся внеочередной саммит глав государств и правительств ЕС, посвященный ситуации в Украине. Для участия во встрече глав государств и правительств ЕС был приглашен премьер-министр Украины А.Яценюк.

Решения саммита ЕС
Решения экстренного саммита ЕС включают согласование поэтапного плана введения санкций против РФ, если Москва не предпримет шаги по деэскалации конфликта в Крыму. Среди прочего, предусматривается введение визовых санкций и арест активов российских чиновников.
План поэтапного введения санкций в отношении РФ включает следующие аспекты:
1) Решение заморозить переговоры с Россией по безвизовому режиму и новому соглашению о партнерстве. Институты ЕС также приостанавливают подготовку к саммиту «большой восьмерки».
2) Введение «черного списка» чиновников и должностных лиц, причастных к нарушению суверенитета Украины. Список пока не составлен и считается «гипотетическим».
3) Экономические санкции, объем которых пока не ясен и которые могут быть конкретизированы в случае необходимости.
В адрес Киева выдвинуты требования провести расследование случаев насилия на Майдане.
Саммит ЕС предложил разделить Соглашение об ассоциации с Украиной на две части. Политическая часть соглашения с Украиной будет подписана в ближайшее время, экономическая часть – после президентских выборов 25.05. Торговые преференции (в рамках квот, предусмотренных соглашением о зоне свободной торговли) могут быть предоставлены Киеву авансом, до подписания экономической части соглашения о зоне свободной торговли. Дата подписания соглашения не названа. О перспективе членства Украины в ЕС речь не шла.
Согласно заявлению Ж.-М.Баррозу, Украине обещана помощь в пределах 11 млрд евро в период до 2020 г. Впрочем, А.Яценюк называет несколько большие цифры (до 15 млрд евро !?), но путается в конкретике. Предполагается, что средства для Украины будут выделены как из бюджета ЕС (в форме кредитов, грантов и макроэкономической помощи), так и со стороны других европейских финансовых институтов. Выделение средств будет зависеть от подписания Украиной соглашения с МВФ.

Политические заявления
Характеризуя итоги саммита, Х. Ван Ромпей заявил, что кризис на Украине – «самый серьезный в Европе после балканских войн». Но «санкции – не самоцель, а средство оказания давления для начала переговоров».
Предложения ЕС по урегулированию конфликта предусматривают, что решение должно быть найдено путем переговоров между Украиной и Россией, «путем создания международного переговорного механизма, например, в формате контактной группы». Переговоры должны начаться в ближайшие дни и дать результаты за ограниченный период времени. Если этого не произойдет, ЕС предпримет дополнительные меры, включая запрет на поездки российских чиновников в Европу, замораживание их активов и отмену следующего саммита Россия-ЕС.
В итоговом заявлении саммита отмечается, что любые дальнейшие действия РФ по дестабилизации ситуации в Украине «приведут к долгосрочным последствиям между ЕС и Россией, включая широкий спектр экономических мер».
По итогам саммита лидеры Германии, Великобритании и Франции сделали очень похожие заявления, в которых подчеркнули «крайнюю озабоченность» ролью России в этом кризисе и дали понять, что они надеются достичь компромисса путем переговоров, но могут оказаться вынуждены пойти на реальные экономические санкции (что нежелательно).
Намеченный на 16 марта референдум о статусе Крыма признан незаконным, поскольку не соответствует Конституции Украины. ЕС призвал Россию «немедленно вывести все войска и обеспечить доступ международным наблюдателям, а также начать прямые переговоры с Украиной».

Переговоры С.Лаврова с К.Эштон (05.03)
Несмотря на срыв российской стороной переговоров по применению к Украине положений Будапештского меморандума 1994 г., внешнеполитическая служба ЕС продолжает попытки согласования с РФ условий возобновления переговоров с Украиной. При этом с российской стороны продолжают выдвигаться условия, основанные на принципах Соглашения об урегулировании кризиса в Украине от 21 февраля, включая реализацию конституционной реформы, которая учитывала бы в полной мере интересы всех без исключения регионов Украины, создание «правительства национального единства», разоружение незаконных формирований и удаление их с улиц украинских городов.
Судя по риторике С.Лаврова, с одной стороны, Москва тянет время (санкции со стороны ЕС не будут введены до крымского референдума 16.03), а с другой стороны – в принципе не отказывается от идеи федерализации Украины и переформатирования состава украинского правительства.

Итоговые замечания
1. Страны Западной Европы с осторожностью относятся к введению санкций против РФ, в то время как страны ЦСЕ склонны видеть в крымской ситуации прямую угрозу своей безопасности и стабильности существующих границ. В частности, президент Литвы Д.Грибаускайте призвала ЕС к немедленной реакции на действия России, которая, по, ее словам, начала ревизию послевоенных границ в Европе (после Украины может настать черед Молдовы и других стран, «сегодня это открытая и брутальная агрессия»).
2. После недопуска наблюдателей ОБСЕ в Крым, в отношениях с Киевом ЕС пошел на декларирование открытой политической поддержки и ревизию своих стереотипов, включая формальное согласование пакета помощи (в дополнение к кредитам МВФ) и разделение Соглашения об ассоциации на политический блок и экономическую часть, что ранее объявлялось невозможным.
3. Что касается возможного введения санкций, российские власти относятся к их эффективности не слишком серьезно. Постоянный представитель РФ при ЕС В.Чижов в этой связи отмечает, что визовые переговоры с ЕС и диалог по новому базовому соглашению Россия-ЕС в последние два года и так уже де-факто приостановлены из-за пассивности Европейской Комиссии.
4. Правительство РФ не слишком озабочено возможностью ареста личных счетов российских чиновников в европейских банках, поскольку уже не раз предупреждало их о незаконности такой деятельности. Что касается экономических санкций против российских компаний, их произвольное применение отчасти формально положениями ВТО (если речь не идет о капиталах явно криминального происхождения). Если же западные партнеры начнут арестовывать текущие счета российских бизнес-структур в ЕС и США, отдельные российские эксперты (С.Глазьев) предлагают рассмотреть введение Россией ответных санкций, которые будут предполагать арест активов западных компаний или предусматривать освобождение российских компаний от обязательств по погашению долгов западным банкам, допустившим арест российских активов.
*****

Продолжение темы: украинский кризис и позиция США. [07.03.2014 г.]

Позиция США в отношении российской оккупации Крыма оказалась невыразительной и малоэффективной. Должностные лица администрации Б.Обамы выразили Украине формальную поддержку.

Политические заявления
Во время телефонного разговора с председателем Верховной Рады, и.о. президента Украины А.Турчиновым (01.03) Госсекретарь США Дж.Керри заверил, что Америка будет стоять на страже «интересов суверенных государств и выступать в защиту демократии и свободы в Украине». США расценили события в Крыму и поведение РФ «прямую агрессию по отношению к суверенитету Украины».
Госсекретарь США Дж.Керри посетил Киев (04.03), после чего вылетел в Париж для переговоров с С.Лавровым и министрами иностранных дел ряда государств ЕС и НАТО. В ходе поездки в Париж Дж.Керри сопровождал и.о. министра иностранных дел Украины А.Дещица.
Дж.Керри пообещал, что санкции против России будут введены очень скоро. США также готовы оказать помочь Национальному банку Украины, а также Министерству финансов с экономическими проблемами и победить коррупцию. США также помогут Украине отстаивать свои позиции в ВТО в торговых спорах с Россией, а также предоставят гарантии на $1 млрд по кредитам для Украины с целью оказания помощи украинским компаниями, что позволит им найти новые рынки и выровнять давление в торговых вопросах.
В Париже (05.03) С.Лавров и Дж.Керри обсудили ситуацию в Украине. По словам С.Лаврова, Дж.Керри признал необходимость создания атмосферы диалога и конструктивного сотрудничества вместо тактики угроз и ультиматумов, в условиях которых «сложно заниматься честными договоренностями, которые помогут стабилизировать ситуацию на Украине». Позиция США заключалась в необходимости прямых переговоров между Россией и Украиной, однако С.Лавров отверг возможность встречи с А.Дещицей. В то же время, Дж.Керри не стал обострять оценку ситуации и предположил, что Россия намерена искать дипломатический выход из украинского кризиса.
Перед двусторонней встречей С.Лавров и Дж.Керри провели ряд индивидуальных встреч, в том числе с главами МИД Великобритании, Франции и Германии. Предполагалось, что эти встречи позволят договориться о создании контактной группы по Украине, но этого не произошло. Таким образом, МИД РФ сорвал переговоры по Будапештскому меморандуму 1994 г. под предлогом разрыва политических отношений с Украиной и непризнания легитимности украинской власти.

Телефонный разговор Б.Обамы и В.Путина
Несмотря на продолжающиеся призывы Б.Обамы к В.Путину начать прямые переговоры с Украиной, российская сторона продолжает категорически отказываться от контактов с Киевом. В телефонном разговоре с В.Путиным (07.03) Б.Обама изложил ряд условий, связанных с дипломатическим выходом из кризисной ситуации в Украине. Разговор состоялся по инициативе США. Общая информация в пресс-релизах президентов США и РФ такова: достигнута договоренность, что руководители внешнеполитических ведомств США и РФ продолжат дискуссии. Белый дом отмечает, что Дж.Керри будет обсуждать ситуацию «с правительством Украины и другими международными партнерами».
В ответ на продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины США вводят санкции в отношении чиновников, лиц и организаций, дестабилизирующих ситуацию на Украине.
По мнению Б.Обамы, правительства России и Украины должны проводить прямые переговоры «с помощью международного сообщества». На Украину следует отправить международных наблюдателей, которые займутся мониторингом соблюдения прав всех граждан, включая этнических русских. Российские войска должны вернуться на свои базы, а международное сообщество должно поддержать украинский народ в его подготовке к майским выборам президента.
В.Путин настаивал, что «пришедшее в результате антиконституционного переворота, не обладающее общенациональным мандатом нынешнее украинское руководство навязывает Восточным и Юго-Восточным регионам и Крыму абсолютно нелегитимные решения». … «Россия не может игнорировать обращенные к ней в этой связи призывы о помощи и действует адекватно, в полном соответствии с нормами международного права». При этом В.Путин обратил особое внимание на «первостепенную важность российско-американских отношений для обеспечения стабильности и безопасности в мире». … «Эти отношения не должны приноситься в жертву разногласиям по отдельным, пусть и весьма значимым, международным проблемам» [1].

Возможные санкции
Предполагается, что США могут ввести против РФ санкции по модели, применявшейся в отношении Ирана, а также пересмотреть свою энергетическую политику, отменив собственный запрет на экспорт газа в страны ЕС. Это должно уменьшить зависимость Европы от поставок энергоресурсов из России.
В случае одобрения пакета санкций против РФ российские банки, подпадающие под санкции, лишатся доступа к контролируемым США платежным системам и возможности проводить операции в долларах.
Отмечается, что в Банке России, Сбербанке и ВТБ отказались комментировать возможное введение санкций. Предполагается, что США смогут реализовать такие санкции через полностью подконтрольные банки, а в отношении европейских и китайских кредитных учреждений это будет сделать значительно сложнее. Поэтому российские кредитные учреждения смогут открыть долларовые счета в европейских или китайских банках и уже через них проводить операции. В том случае, если администрация США пригрозит европейским и китайским банкам полным отключением от расчетов в долларах для любого типа клиентов, российским банкам придется проводить расчеты в евро и переводить свои контракты в эту валюту.
05.03 депутаты Госдумы РФ характеризовали угрозу возможных санкций как попытку шантажа и обоюдоострое оружие, однако в Совете Федерации начата проработка различных мер на случай их введения. В настоящее время российские юристы изучают возможность конфискации активов и счетов зарубежных компаний, в том числе частных.
Более серьезный характер носит предложенная лидером республиканцев в Конгрессе США Дж.Бонером отмена запрета на экспорт газа из США с целью "противостоять агрессии России". Эта мера не может считаться санкцией против России, но в перспективе может снизить зависимость Европы от поставок энергоресурсов из России.
Появление американского газа в Европе может снизить цены как минимум на 10-15%, но объемы экспортного газа не смогут резко поменять ситуацию на европейском рынке. Сейчас в США есть только один завод по производству сжиженного природного газа на Аляске, который поставляет СПГ в Японию. Новые терминалы еще не построены и могут быть готовы лишь через пару лет. Поэтому в среднесрочной перспективе для Европы более логично замещать газ углем, в том числе российским. При либерализации экспорта нефти и газа из США, американская нефть может появиться на европейском рынке не ранее 2015 г., а газ – не ранее 2016 г.

Итоговые замечания
В целом реакция США и стран НАТО на кризис в Крыму оказалась неэффективной. Запад отреагировал телефонными звонками. Д.Кэмерон, А.Меркель и Б.Обама говорили с В.Путиным, но он не пошел на уступки и оказался невосприимчив к различным аргументам и угрозам. Наиболее обескураживающим для администрации США оказалось отрицание В.Путиным факта присутствия в Крыму российских войск.
С.Лавров настаивает на том, что Россия не нарушает территориальной целостности Украины, а Дж.Керри не находит доводов и аргументов, позволяющих доказать обратное. Примечательно, что российское руководство применило ту же тактику демагогии и дезинформации, которую США применяли в отношении Ирака, Ливии и Сирии. Правда, на этот раз речь все же идет о европейской стране, а дезинформация касалась на первый взгляд совершенно очевидных вещей.
В результате нынешнего кризиса Россия существенно укрепила свой статус великой державы, а США и страны ЕС были вынуждены смириться с фактом российской оккупации Крыма и перевести ситуацию в состояние длительного политико-правового спора. Единственное, на что могут рассчитывать Запад и украинские власти, так это на слабость российской экономики и ее дестабилизацию в результате оттока капитала и ослабления курса рубля.

Примечания:

. Райбман Н. Обама и Путин час обсуждали Украину / Vedomosti.ru. 07.03.2014. - http://www.vedomosti.ru/politics/news/23704301/obama-i-putin-chas-obsuzhdali-ukrainu#ixzz2vHV17Gzn

*****






    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr