|
|
|
Резолюция Европарламента о ситуации в Украине 29.10.2011р.
Принятая 27.10.2011 г. совместная резолюция Европарламента по ситуации в Украине является компромиссным документом большинства фракций ЕП и была принята без обсуждения. В основу резолюции положен согласованный проект, выдвинутый от имени группы EPP (Европейская народная партия), группы S&D (Прогрессивный Альянс социалистов и демократов), группы АLDE (Альянс либералов и демократов за Европу), группы Verts/ALE (Зеленые – Европейский свободный альянс), группы ECR (Европейские консерваторы и реформисты) и группы GUE/NGL (Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера).
В документе декларируется намерение сформулировать сбалансированную оценку ситуации в Украине с учетом не только текущих событий, но также предыдущих резолюций ЕП по Украине, регулярного отчета Украины о прогрессе за 2010 г., обзора Европейской политики соседства от 25 мая 2011 г. и Совместного заявления саммита «Восточного партнерства», состоявшегося 29/30 сентября 2011 г.
В то же время, резолюция содержит прямые ссылки на официальные заявления по делу Ю.Тимошенко, сделанные президентом ЕП Е.Бузеком (11 октября 2011 г.) и Верховным представителем К.Эштон от имени ЕС (11 октября и 5 августа 2011 г.).
Основное содержание резолюции
В резолюции отмечен факт продолжения переговоров между ЕС и Украиной по Соглашению об ассоциации, включающей «глубокое и всестороннее соглашение о зоне свободной торговле». Отмечается, что новое соглашение должно заменить ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Констатирующая часть резолюции подтверждает, что необходимым условием для дальнейшего развития отношений между ЕС и Украиной является развитие Украины на основе соблюдения принципов социальной рыночной экономики, верховенства права, прав человека, защиты меньшинств и гарантии основных прав. Выражена поддержка целям внутриполитической стабильности в Украине, проведения внутренних реформ, уважения к верховенству закона, соблюдения справедливых, беспристрастных и независимых юридических процессов.
Отношения с Украиной рассматриваются в контексте укрепления Европейской политики соседства, направленной на поощрение политических, экономических и культурных связей стран с ЕС и его государствами-членами.
Выражено одобрение действий, которые обеспечили согласование условий глубокого и всестороннего Соглашения о зоне свободной торговли. Отмечается, что такое соглашение создает прочную основу для завершения переговоров по Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной.
В резолюции содержится формальное признание того, что «углубление отношений между Украиной и ЕС и европейская перспектива Украины имеют большое значение в интересах обеих сторон» (то есть и Украины, и ЕС). В этой связи Европейский парламент признает «стремление Украины» в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе «при условии, что все критерии, в том числе принципы демократии, уважения прав человека, основных свобод и верховенства права будут соблюдены».
В тексте резолюции характер отношений между Украиной и ЕС и «европейская перспектива» Украины непосредственно увязываются с необходимостью уважения верховенства права, включая справедливые, беспристрастные и независимые судебные процессы, что должно устранить опасность возникновения подозрений, что судебные меры используются выборочно. Особо подчеркивается, что с точки зрения ЕС эти принципы «особенно важны» в стране, которая «стремится вступить в более глубокие договорные отношения и развивать политическое объединение».
Высказано напоминание, что правительство Украины взяло на себя обязательство провести ряд юридических реформ, должны привести украинское частное и публичное право в соответствие с европейскими и международными стандартами.
Вместе с тем, резолюция расценивает приговор Печерского районного суда по делу Ю.Тимошенко «либо как акт мести, либо как попытку уголовного преследования и заключения в тюрьму» оппозиционных политиков «с целью препятствовать их деятельности и участию в парламентских выборах в следующем году и на президентских выборах в 2015 г.». Отмечается, что суд над Ю.Тимошенко идет вразрез с провозглашенной украинским правительством приверженностью к демократии и европейским ценностям.
Спектр требований и критика действий украинских властей
В резолюции выражена жестко негативная позиция по делу Ю.Тимошенко. ЕП выражает сожаление, что приговор бывшему премьеру является «злоупотреблением судебной системой» с целью политического подавления ведущего оппозиционного политика. Приводится навязанная представителями БЮТ формулировка, что закон, который был целенаправленно применен против Ю.Тимошенко, «появился в советское время и предусматривает уголовное преследование за политические решения». Статьи 364 и 365 Уголовного кодекса, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Верховной Раде, истолкованы как не соответствуют европейским стандартам и стандартам ООН.
В резолюции содержится развернутая критика в отношении действий власти в плане проведения расследований в отношении Ю.Тимошенко и представителей прежнего правительства.
В резолюции особо упомянуты:
- возбуждение СБУ нового уголовного дела против Ю.Тимошенко и бывшего премьера П.Лазаренко, которые обвиняются в сговоре и нецелевом использовании украинских государственных средств во время пребывания Ю.Тимошенко в должности президента и фактического владельца «Единых энергетических систем Украины»;
- привлечение к уголовной ответственности должностных лиц прежнего правительства, включая министров и их заместителей, руководителей государственных ведомств и инспекций, руководителей подразделений правоохранительных органов, судей районных судов и руководителей местных органов власти;
- содержание под стражей бывшего министра внутренних дел Ю.Луценко без объявления приговора в суде и «другие подобные случаи».
Резолюция содержит ряд требований к украинской власти, в том числе:
- призывает обеспечить справедливый, прозрачный и беспристрастный судебный процесс в случае подачи апелляции Ю.Тимошенко и в других судебных процессах против членов бывшего правительства;
- настаивает на том, чтобы Ю.Тимошенко предоставили возможность реализовать ее право в полной мере и участвовать в политическом процессе на данный момент, и в предстоящих выборах в Украине;
- настаивает на том, чтобы все судебные дела против бывших и нынешних высокопоставленных чиновников правительства проводились в соответствии с европейскими стандартами справедливости, беспристрастности, прозрачности и независимости;
- выражает беспокойство по поводу сообщений об ухудшении состояния свободы СМИ и плюрализма в Украине, призывает власти принять все необходимые меры для защиты этих важных аспектов демократического общества и воздерживаться от любых попыток контролировать, прямо или косвенно, содержание сообщений в национальных средствах массовой информации;
- выражает беспокойство по поводу некоторых признаков снижения демократических свобод, а также возможной практики инструментализации государственных учреждений для партийных целей и осуществления политической мести;
- поддерживает рекомендации, изложенные в совместном заключении Венецианской комиссии и ОБСЕ / БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) по проекту закона о парламентских выборах и необходимость выполнения этих рекомендаций в полной мере в том, что касается оппозиции и гражданского общества;
- призывает все политические силы в Украине провести справедливые и прозрачные дебаты о процессе принятия политических решений;
- настаивает на том, чтобы расследование возможных неудач в процессе принятия политических решений осуществлялось парламентскими следственными комиссиями.
ЕП призывает Европейскую Комиссию содействовать проведению судебной реформы в Украине путем более эффективного использования Программы ЕС по Повышению потенциала, и рассмотреть вопрос о создании Консультативной группы высокого уровня ЕС в Украине, чтобы помочь стране в ее усилиях привести законодательство в соответствие с нормами ЕС, в том числе касательно судебной системы.
Смысл констатирующих положений резолюции сводится к следующему:
1. ЕП считает отложенную встречу руководства Европейской Комиссии с президентом В.Януковичем важной возможностью для решения серьезных проблем, которые стоят перед украинским правительством, а также для возобновления конструктивного диалога (с украинскими властями), который может привести к парафированию Соглашения об ассоциации при наличии значительного прогресса в решении технических вопросов и (устранении) существующих политических препятствий.
2. ЕП призывает Совет ЕС и Европейскую Комиссию переназначить недавно отложенную встречу с президентом В.Януковичем до проведения саммита ЕС – Украина, который ожидается в декабре 2011 г.
3. Если приговор Ю.Тимошенко не будет пересмотрен, это поставит под угрозу заключение Соглашения об ассоциации и его ратификацию, что оттолкнет Украину еще дальше «от реализации ее европейской перспективы».
Подводя итог, отметим, что резолюция ЕП весьма однозначно и жестко характеризует судебные процессы в отношении должностных лиц прежнего правительства и представителей нынешней оппозиции. Содержится прямое требование освободить Ю.Тимошенко и обеспечить ей полные возможности для участия в парламентских выборах 2012 г. и президентских выборах 2015 г.
В то же время, Европарламент высказался в поддержку завершения переговоров по Соглашению об ассоциации и счел целесообразным парафирование этого соглашения. Можно предположить, что представители основных фракций ЕС могли бы согласиться с процедурой парафирования проекта соглашения и в том случае, если «дело Тимошенко» не будет прекращено на выдвинутых условиях до саммита ЕС – Украина в декабре 2011 г.
В этом плане основной мотив в действиях европейских политиков будет заключаться в предотвращении участия Украины в Таможенном союзе, который стал первой успешной попыткой реализации российского интеграционного проекта. Возможные мотивации руководства ЕС и Европарламента в этом случае будут основываться на понимании того обстоятельства, что парафирование, и тем более – официальное подписание Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной сделает невозможным разворот украинских властей в сторону России и Таможенного союза. Соответственно, возможности балансирования Киева между ЕС и Россией существенно сократятся, что позволит ЕС более существенно влиять на украинские власти, в том числе с использованием механизмов, предусмотренных временным документом «Повестка дня ассоциации» (2009 г.).
Если власти не обеспечат полной реабилитации Ю.Тимошенко до декабря 2011 г., руководство ЕС попытается «дожать» В.Януковича в начале 2012 года, вынудив его согласиться на полное освобождение Ю.Тимошенко и снятие с нее всех обвинений. По логике судебной процедуры, это возможно либо на стадии апелляции, либо на стадии кассационного рассмотрения дела, либо на стадии Европейского суда по правам человека.
В этом смысле Ю.Тимошенко явно нужна полная реабилитация, что сделало бы ее героем и победителем «преступного режима». Поэтому весьма бездарная по своим профессиональным качествам защита Ю.Тимошенко явно не спешила с подачей апелляции, поскольку основной удар должны были обеспечить Г.Немыря и руководство Европейской народной партии. Соответственно, процедура рассмотрения апелляции на приговор Печерского районного суда в апелляционном суде затягивается.
Любопытно, что резолюция ЕП предусматривает возможность урегулирования «проблемы Ю.Тимошенко» в ходе следующей встречи руководства Европейской Комиссии с президентом В.Януковичем, которая намечена на ноябрь. Если на этой стадии вопрос об освобождении Ю.Тимошенко решен не будет, с точки зрения европейских политиков все равно остается возможность ее полной реабилитации на стадии Европейского суда по правам человека. В таком случае Ю.Тимошенко, пусть и с запозданием, все равно окажется триумфальным победителем, к тому же с репутацией «политического заключенного», сумевшего победить репрессивную систему с при поддержке европейских институтов. В этом смысле примечательно, что резолюция ЕП фактически признает Ю.Тимошенко «ведущим оппозиционным политиком», подвергающимся целенаправленному и несправедливому политическому преследованию.
Отмена приговора и снятие обвинений могли бы означать, что Ю.Тимошенко получит полную индульгенцию на все правовые или неправовые действия, направленные против нынешней власти. К тому же, с полной гарантией того, что к ней не могут быть применены никакие санкции.
Ю.Тимошенко и ее сторонникам удавалось в течение последних полутора лет не признавать ни власть, ни даже полномочия суда. Соответственно, политики из Европейской народной партии могли бы сделать на нее твердую ставку, запустив механизм смены власти в Украине не дожидаясь президентских выборов 2015 г.
В этом плане особо любопытным в резолюции ЕП выглядит призыв ко всем политическим силам Украины «провести справедливые и прозрачные дебаты о процессе принятия политических решений». Поскольку Ю.Тимошенко и БЮТ изначально отказывались от любого диалога с властью, и сама Ю.Тимошенко запрещала представителям фракции БЮТ голосовать за совместные с Партией регионов законопроекты, для оппозиции подобный форум мог бы стать стартовой площадкой для антиправительственной пропаганды с целью провоцирования досрочных парламентских и президентских выборов и ускорения смены власти.
| |
|
|
|
|
|
|