О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Международные отношения



Обострение американо-российских противоречий по проблеме ПРО
26.11.2011р.


Контекст проблемы
В ходе состоявшейся 13.11 в Гонолулу встречи Д.Медведева и Б.Обамы (в рамках саммита форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) стало очевидным, что США не намерены давать российской стороне никаких правовых гарантий относительно ненаправленности ПРО против российских военных объектов и стратегических ядерных сил. Формально стороны решили продолжить консультации по проблеме ЕвроПРО. Тем не менее, как заявила зам. госсекретаря США по политическим вопросам У.Шерман, США не могут дать России юридических гарантий ненаправленности против нее ПРО, так как этот «вопрос касается стран - членов НАТО», речь идет о защите НАТО. Поэтому вместо юридических гарантий США готовы дать лишь политические заверения.
Однако, после неоднократного нарушения США и НАТО различных политических заверений и обещаний, российская сторона такие обещания в расчет принимать уже не намерена.
Смысл российской позиции сводится к следующему:
1. Москва не отказывается от переговоров по ПРО, но будет отстаивать свою позицию о необходимости гарантий, что эта система не направлена против России.
2. Поскольку США и НАТО отказываются от правовых обязательств в рамках создаваемой ЕвроПРО, российская сторона предпримет ряд мер военного характера.

Заявления Д.Медведева
23.11 президент РФ Д.Медведев выступил со специальным телеобращением, в котором объявил о контрмерах, которые российская сторона намерена предпринять в отношении американской системы ПРО в Европе. В случае неблагоприятного развития ситуации с европейской системой ПРО для России Москва оставляет за собой право отказаться от разоружения и контроля над вооружениями, включая возможность выхода из Договора СНВ-3 [1].
В этой ситуации Д.Медведев назвал несколько пунктов, которые характеризуют способы реагирования России на возникшую военную угрозу:
- дано поручение ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде;
- будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил РФ;
- стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и Военно-морского флота, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками;
- если перечисленных мер будет недостаточно, РФ разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружения, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО США, включая развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградском особом районе.
Впрочем, российская сторона считает, что несмотря на явное обострение отношений с США по вопросам контроля над вооружениями, переговоры будут продолжены в надежде достичь взаимоприемлемых результатов, включая возможное создание глобальной совместной системы ПРО.

Предложения американских экспертов для Украины
Официальная позиция Украины по проблеме ЕвроПРО заключается в том, что Киев не ведет переговоры с США и не принимает участия в американской программе ЕвроПРО. Однако если бы США и РФ договорились о создании совместной системы в Европе, Украина была бы заинтересована принять в ней самое активное участие.
Вместе с тем, со стороны США и НАТО продолжается неофициальный зондаж украинской позиции на предмет возможного привлечения Украины к американской системе. В ходе телевизионного моста «Украина и трансатлантическая система ПРО: взгляд из Вашингтона» (21.11) экс-посол США в Украине С.Пайфер и старший аналитик программы международной безопасности Атлантического совета США Я.Бжезинский сделали ряд заявлений, смысл которых сводится к целесообразности участия Украины в программе ЕвроПРО без учета позиции РФ по этой проблеме. При этом Украине обещаны некоторые политические бонусы в отношениях с США и НАТО.
По словам С.Пайфера, для НАТО представляют определенный интерес радиолокационные станции, расположенные в Крыму и обращенные в южном направлении. Кроме этого, произведенные в Украине советские боевые ракеты могут быть использованы США в качестве учебных целей для испытания противоракет.
С.Пайфер: «Не секрет, что Иран активно развивает свою ядерную программу, и в скором времени сможет создать ядерные боеголовки. Поэтому мы рассматриваем его в качестве одного из основных источников угрозы. При этом Тегеран вооружен в основном советскими типами ракетоносителей, как и Украина, и, подключив Киев к программе ПРО, мы сможем лучше разобраться в наступательных возможностях Ирана».
Я.Бжезинский отметил, что Украина сегодня рассматривает свое участие в системе ПРО в привязке к участию России, которая не спешит к ней подключаться. Поэтому Киеву нужно занимать «более самостоятельную позицию и постепенно выходить из «тени» Кремля по данному вопросу». Поезд НАТОвской системы ПРО уже двинулся. В Турции будет размещен современный радар, затем аналогичный объект появится в Румынии. «А вот Украина пока что не определилась». По логике рассуждений Я.Бжезинского, Украина сама должна быть заинтересована в таком участии. Одним из мотивов такого участия должны стать соображения безопасности. По его словам, система ПРО США и НАТО «будет сбивать угрожающие нам ракеты не только над странами, напрямую подключенными к сети ПРО, но и над другими, в т. ч. над Украиной, вне зависимости от того, будет ли она к тому моменту входить в эту сеть».
Таким образом, администрация США не только не принимает в расчет возражения и опасения российского руководства, но предполагает активное продвижение объектов ПРО в регионе Черного моря. С точки зрения администрации США, кроме сугубо военных целей, реализация программы ЕвроПРО должна стабилизировать и консолидировать НАТО, что особенно важно с учетом переориентации внимания США на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Соответственно, с политической точки зрения участие Украины в военных системах лишь одной из сторон (США/НАТО или России/ОДКБ) являются нецелесообразным. В комментарии МИД Украины в связи с заявлением российского президента Д.Медведева по поводу развития американской системы ПРО в Европе отмечается: «Обострение отношений между Россией и США в сфере разоружения и контроля над вооружениями может негативно сказаться на эффективности многосторонних усилий по укреплению безопасности и доверия в Европе». Такая ситуация не будет способствовать обеспечению национальных интересов Украины, поскольку Россия и США являются стратегическими партнерами и гарантами безопасности украинского государства по Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1994 г. МИД Украины высказывает ожидания, что Россия и США смогут «продемонстрировать политическую волю» и «найти взаимоприемлемые формы взаимодействия по вопросам создания ПРО в Европе в интересах укрепления глобальной и региональной безопасности».
Лишь в том случае, если бы США и РФ смогли договориться о совместной системе ПРО в Европе, как это в свое время, до Лиссабонского саммита НАТО 2010 г. предлагал сделать генеральный секретарь НАТО А.Ф.Расмуссен, участие Украины в такой системе было бы вполне оправданным и политически комфортным.

Примечания:
[1]. Дословно Д.Медведев заявил следующее: «При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения, и соответственно контроля над вооружениями. Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора».





    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr