|
|
|
Украина - ЕС. Переговоры во Вроцлаве 15.11.2011р.
Формальным поводом рабочего визита В.Януковича в Польшу (15.11) было участие в праздновании 200-летия Вроцлавского университета. Реальная цель поездки предполагала проведение консультаций с Федеральным президентом Германии К.Вульфом и президентом Польши Б.Комаровским.
В.Янукович прилетел во Вроцлав уже после окончания праздничных церемоний, в которых участвовали президенты Б.Комаровский и К.Вульф. По версии, распространенной журналистами, вылет В.Януковича в Польшу был задержан в связи с проводившимся в парламенте голосованием по законопроекту о внесении поправок в Уголовный кодекс Украины.
Верховная Рада сохранила в неизменном виде статью 365 об уголовной ответственности за превышение власти или служебных полномочий, по которой была осуждена Ю.Тимошенко. За поправку № 95 к в законопроекту № 9221 о декриминализации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, которой предлагалось исключить из Уголовного кодекса статью 365, проголосовало 157 депутатов, при минимально необходимых 226. В целом за законопроект № 9221 проголосовали 268 депутатов.
В своих выступлениях во Вроцлавском университете К.Вульф и Б.Комаровский сделали ряд намеков в отношении Украины, подтвердив, что они ждут приезда В.Януковича. К.Вульф высказал ожидание, что «туман над Украиной рассеется, … ведь это страна, признающая демократические принципы…, мы с ней налаживаем мосты». Б.Комаровский также подтвердил, что ожидает В.Януковича.
Официальных сообщений о деталях состоявшейся во Вроцлаве трехсторонней встречи В.Януковича, К.Вульфа и Б.Комаровского не было. После завершения встречи В.Янукович сообщил, что обсуждал со своими европейскими коллегами «очень острый» вопрос о положении Ю.Тимошенко. В.Янукович признал, что эта проблема действительно осложняет взаимоотношения с ЕС, и может воспрепятствовать ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС некоторыми странами. Разумеется, для того, чтобы это соглашение могло быть вынесено на ратификацию, оно должно быть сначала подписано обеими сторонами. Тем не менее, значительная часть прессы преднамеренно истолковала это заявление как возможность отказа Европейской Комиссии от подписания соглашения, что, по сути, не верно.
В контексте подготовки к саммиту Украина - ЕС, который должен состояться в Киеве 19 декабря, президент В.Янукович конкретизировал свою позицию следующим образом:
1. Тема Ю.Тимошенко обсуждалась с президентами Б.Коморовским и К.Вульфом. В.Янукович рассказал своим коллегам о других делах, возбужденных против экс-премьера, которые расследуют правоохранительные органы. По словам В.Януковича, правоохранительные органы должны изучить эти дела, а затем уже будет ясно, дойдут ли они до суда («Возможно, они попадут в суд, возможно, не попадут»).
2. «Газовое» дело против Ю.Тимошенко еще будет рассматривать апелляционный суд. Власть не вмешивается в работу суда. («Мы не вмешиваемся, поэтому мне трудно говорить об этом…»).
3. «Газовое» дело в отношении Ю.Тимошенко было возбуждено как против бывшего премьера, а не как против оппозиционера. Основанием для возбуждения этого дела было решение Совета национальной безопасности и обороны, которое принималось во время ее премьерства. Поэтому выдвижение претензий к действующей власти «не совсем отвечает действительности».
4. Власть не может вмешиваться в работу судов, но работает над тем, чтобы вопрос ратификации международных соглашений не связывали с делом экс-премьера.
5. Выражено сожаление по поводу попыток некоторых политиков связать вопрос европейской интеграции Украины с уголовными делами в отношении экс-премьера.
6. В.Янукович повторил тезис о необходимости признания в Соглашении об ассоциации четкой перспективы членства Украины в ЕС. «В целом мы обсудили вопрос европейской интеграции Украины. И я проинформировал президентов Польши и Германии о том, что Украина фактически завершила процесс переговоров 11 ноября. … Остались только политические вопросы. Главный из них – это формулировка раздела соглашения о перспективе вхождения Украины в ЕС. … Украине важно на двухстороннем уровне получить ощущение от того, какая перспектива будет предусмотрена в соглашении» [1]. Аналогичные заявления были 15.11 сделаны МИД Украины
По итогам переговоров В.Януковича с Б.Коморовским и К.Вульфом уместно высказать следующие предположения:
1. Аппарат президента Украины постоянно отслеживает динамику и тенденции в отношениях с ЕС. По-видимому, принято решение держать паузу в отношении возможных действий, связанных с требованиями европейских политиков отменить приговор Ю.Тимошенко, по крайней мере, до полного завершения переговоров по тексту Соглашения об ассоциации с ЕС.
2. Во Вроцлаве В.Янукович вновь повторил требование украинской стороны учесть в Соглашении об ассоциации пункт о признании перспективы членства Украины в ЕС. Очевидно, что без учета в Соглашении об ассоциации перспективы членства Украины в ЕС само понятие «европейской интеграции Украины» теряет реальный смысл. Разумеется, одним лишь этим тезисом пределы и перспективы развития отношений между Украиной и ЕС не исчерпываются. Характер и возможности отношений между Украиной и ЕС будут определяться конкретным содержанием соглашения, позицией и намерениями сторон, ситуацией в ЕС, темпами и сроками адаптации Украины к условиям зоны свободной торговли с ЕС, состоянием украинской экономики и характером общественно-политических процессов в Украине.
3. Украинская оппозиция находится в постоянном контакте с европейскими политиками, посольствами стран ЕС и представителями Европейской Комиссии, координируя с ними свои действия, включая переговоры с представителями парламентского большинства по техническим вопросам.
4. Учитывая нынешнюю позицию ЕС в отношении Украины, можно предположить, что со стороны ЕС будут предприняты действия, направленные на придание Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной политически завершенного характера, но при сохранении на длительный срок его подвешенного статуса. Одна лишь процедура парафирования соглашения на саммите Украина - ЕС 19 декабря не обеспечит соглашению должного статуса, который можно будет использовать как средство эффективного давления на украинские власти. Очевидно, такой статус может иметь лишь подписанное соглашение, которое затем может быть вынесено на ратификацию в Европейский парламент и парламенты 27 стран ЕС плюс Хорватия, которая завершает подготовку к членству.
5. Несмотря на неэффективность ультимативных требований в адрес украинских властей, солидарно предпринятых Европейской Комиссией, Европейским парламентом и Европейской народной партией, европейская пресса продолжает придерживаться тактики прямого давления на Киев. В статье «Киев отказывается от Европы» («Gazeta Wyborcza», 17.11) встреча трех президентов во Вроцлаве была охарактеризована как «последняя возможность» убедить В.Януковича в том, что Украина теряет шанс на сближение с Европой. Этот вывод сделан на том основании, что В.Янукович не предложил новых вариантов решения проблемы отмены приговора и освобождения экс-премьера Ю.Тимошенко и воздержался от каких-либо деклараций по этому поводу.
6. В настоящее время предусмотреть возможности дальнейшей коррекции тактики европейских политиков и руководящих структур ЕС в отношении Украины довольно сложно. Инициатором и режиссером нынешнего этапа прямого давления на украинские власти считают Г.Немырю – бывшего вице-премьера в правительстве Ю.Тимошенко. В результате применения этой тактики ничего, кроме взаимного отказа украинской власти и оппозиции от сотрудничества и взаимодействия, страна не получила. Что касается европейских политиков, они заняли крайне жесткую позицию по «делу Ю.Тимошенко», отказавшись от оценки выдвинутых против нее обвинений и обоснованности доказательств и, по сути, отрезав возможности для маневра. Соответственно, продолжение этой линии будет поощрять украинскую оппозицию к нелегитимным формам противодействия власти, а органы исполнительной власти – к усилению репрессивных функций и методов. Такой стиль отношений вряд ли сможет способствовать реформированию украинской судебной системы, что на самом деле целесообразно и необходимо.
7. Геополитические факторы продолжают оказывать серьезное влияние на мотивацию политики Европейской Комиссии в отношении Украины. Европейская Комиссия отказывается принять даже ни к чему непосредственно не обязывающую формулировку о потенциальном праве Украины, как европейского государства и по достижении необходимых критериев, стать членом ЕС (в соответствии с 49-й статьей Договора о Европейском Союзе). В то же время руководство ЕС демонстрирует намерение расширить механизмы прямого влияния на политику украинских властей, «втиснуть» Украину в Европейскую политику соседства и т. о. «закрыть» украинский вопрос.
Но при этом лидеры ЕС явно опасаются усиления России и развития предложенного В.Путиным интеграционного проекта. Вполне очевидно, что с учетом второй волны мировой экономической рецессии, внутренние трудности и факторы экономической необходимости могут подтолкнуть Киев к участию в создаваемом Евразийском союзе, особенно если В.Путин и И.Шувалов предложат более мягкие формы вовлечения в эту группировку государств постсоветского пространства.
8. Что касается оценки нынешнего состояния отношений между Украиной и ЕС, вполне очевидно, что сторонам не хватает понимания взаимной выгоды и готовности прагматично оценивать перспективы двусторонних отношений с учетом автономного статуса Украины в европейской международной системе. В этом смысле для европейских политиков «дело Ю.Тимошенко» может стать удобным поводом «заморозить» украинский вопрос, отложив его до лучших времен. В то же время, очевидно, что если на этапе подписания Соглашения об ассоциации стороны согласятся с необходимостью нормализации отношений, решать проблему Ю.Тимошенко все равно придется, возможно уже на этапе апелляционного суда.
Примечания
1. Янукович в Польше потребовал четкой европерспективы // Росбалт, 16.11.2011. - http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/11/16/912975.html
| |
|
|
|
|
|
|