|
|
|
Конфликт в Донбассе, отношения с Россией и позиционирование украинской власти 26.12.2014р.
Представители украинского руководства – П.Порошенко, А.Яценюк и А.Турчинов высказывают весьма различные мнения по поводу возможности урегулирования конфликта в Донбассе и существенно расходятся в вопросах стратегии дальнейшего развития страны.
Президент П.Порошенко заявляет о том, что кризис можно и нужно урегулировать политическим, преимущественно мирным путем. С 03.09 П.Порошенко ни разу не упоминал о возможности возобновления украинской стороной активных военных действий. В своем подходе П.Порошенко явно рассчитывает на поддержку Запада, в первую очередь ЕС, и на многосторонние дипломатические усилия. Об этом же, по сути, говорят и европейские политики, для которых санкции против России – не самоцель, а средство «принуждения к миру», ставящее во главу угла возвращение В.Путина к соблюдению принципов международного права.
Осознавая критическую важность прекращения активной фазы конфликта в Донбассе, П.Порошенко не видит иной возможности его прекращения, кроме наращивания военного потенциала Украины и повышения обороноспособности. С этой целью он вынужден обращаться к ультрапатриотической риторике, называя войну в Донбассе «отечественной войной» украинского народа и акцентируя внимание на необходимости создания современной боеспособной армии, которая должна обеспечивать мир «не только в Украине, но и в континентальной Европе». В случае возобновления наступления сепаратистов и российских войск в Донбассе П.Порошенко предупреждает о немедленном введении в стране военного положения. Для П.Порошенко фактическое состояние мира означает полное выполнение минских договоренностей, включая вывод российских войск и восстановление контроля над всей протяженностью украинско-российской государственной границы.
С точки зрения А.Турчинова Украина уже находится в состоянии войны, которая с разной интенсивностью будет продолжаться до тех пор, пока Крым будет оставаться под контролем России. То есть, Украина будет находиться в состоянии войны в течение всего обозримого периода времени, что предполагает милитаризацию экономики и секьюритизацию общественной жизни. Выступая в статусе секретаря СНБО А.Турчинов заявил, что «победить Россию мы сможем исключительно военным способом», а также расценил конфликт между Россией и Украиной как экзистенциальный. По его словам, заставить Россию убраться с территории Украины может только сильная украинская армия, а Россию может спасти только смена курса, предполагающая отказ от агрессии.
Тональность заявлений П.Порошенко и А.Турчинова позволяет отметить тактические расхождения в их подходах, но также отражает ориентацию на различные группировки в странах Запада, которые могут выступать в качестве их потенциальных политических союзников или партнеров. В своих зарубежных контактах П.Порошенко предпочтительно ориентируется на поддержку А.Меркель, Д.Туска и ряда политиков в странах ЕС, которые исходят из необходимости прекращения активной фазы конфликта в Донбассе и готовы занимать принципиальную позицию вплоть до полного выполнения условий минских соглашений.
В США и странах ЕС группа А.Яценюка - А.Турчинова находит отклик в среде более радикальных политических кругов, включая неоконсервативное крыло республиканцев США, которые предлагали Б.Обаме начать поставки в Украину высокоточного бронебойного оружия. С их точки зрения Украина рассматривается в качестве тактического элемента, призванного обеспечить длительное продолжение конфликта на Востоке Европы, что предполагает закрепление военного противостояния между Украиной и РФ и долгосрочную милитаризацию украинского общества. Такая ситуация позволит правящим кругам США сохранить введенные против российской экономики санкции на долгий срок, не слишком задумываясь об экономических издержках самой Украины.
Судя по всему, администрация Б.Обамы намерена использовать Украину в сугубо тактических целях – как предлог для закрепления долговременной политики сдерживания России, без предоставления Украине значительной финансовой помощи, а также статуса союзника вне членства в НАТО и других форм прямой поддержки.
Навязывание украинскому обществу представлений об экзистенциальном характере конфликта с Россией и неизбежности длительной конфронтации с Россией дают А.Турчинову и А.Яценюку возможность контролировать крупные бюджетные средства, направляемые на содержание и модернизацию силовых ведомств и вооруженных сил. В этой связи А.Яценюк и А.Турчинов говорят о принципиальной невозможности дипломатического урегулирования конфликта и неразрешимости антагонизма в отношениях с Россией. С точки зрения правительства А.Яценюка, использование военной риторики позволяет нивелировать ответственность за сокращение социальных расходов, а также объяснять задержки и отсрочки с проведением реформ. При этом, поскольку экономика Украины находится в критическом состоянии, без финансовой поддержки со стороны МВФ и других западных структур финансовая система Украины вряд ли сможет избежать дефолта и продержаться больше полугода.
Несмотря на нынешнюю временную и ситуативную консолидацию политических партий и групп, сформировавших парламентское большинство, в их среде заметны существенные расхождения. Такие расхождения и противоречия создают потенциальную угрозу дальнейшей политической поляризации. Тем не менее, следует учитывать, что нынешняя партийно-политическая система сформировалась в чрезвычайных условиях в течение 2014 г., и на ее адаптацию к властно-олигархической и социально-экономической структуре страны потребуется определенное время. Такая адаптация может несколько ослабить и затормозить возобновление политического соперничества между ключевыми фигурами украинской политики.
С точки зрения возможных угроз, которые могут дестабилизировать политическую систему, следует назвать вполне предсказуемые экономические дисбалансы и рост социальной напряженности. В плане влияния внешних факторов, можно ожидать переноса противоречий между Западом и Россией на почву внутренней политики, что открывает для основных внешних игроков широкие возможности для манипуляций и игры на внутренних противоречиях.
| |
|
|
|
|
|
|