О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Решение парламента об отмене внеблокового статуса Украины
26.12.2014р.


23.12 парламент принял закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от осуществления политики внеблоковости». Внося свой законопроект № 1014/3 (18.12) в Верховную Раду, П.Порошенко связал свою инициативу с необходимостью безотлагательно принять законы, открывающие путь к сближению с НАТО. В соответствии с законом вносятся изменения в законы Украины «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности Украины», которые предусматривают отказ от внеблокового статуса. За законопроект П.Порошенко проголосовали 303 депутата. Против – 8, воздержались – 2.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отказ от внеблокового статуса Украины обусловлен агрессией РФ против Украины. «Агрессия Российской Федерации против Украины, незаконная аннексия ею Автономной Республики Крым, ведение против нашего государства так называемой «гибридной войны», военное вмешательство в восточных регионах Украины, постоянное военное, политическое, экономическое и информационное давление со стороны России обусловливают необходимость поиска более эффективных гарантий независимости, суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины».
Из закона «Об основах внутренней и внешней политики» изымается норма, которая закрепляет внеблоковый статус Украины. Вместо этого в раздел об основных принципах внешней политики вносится норма об углублении сотрудничества с НАТО «для достижения критериев, необходимых для приобретения членства в этой организации».
В закон «Об основах национальной безопасности Украины» добавляется положение, согласно которому в перечень приоритетов национальных интересов вносится «интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском Союзе и в НАТО».
Закон представлял министр иностранных дел П.Климкин. Он сослался на то, что «логика, философия этого закона отвечает видению наших партнеров по Альянсу и по ЕС». По его словам, закон позволит использовать все возможные в рамках Конституции меры ... по усилению внешнеполитического курса в соответствии с нашими интересами для того, чтобы защитить нашу независимость и суверенитет».
В ходе обсуждения законопроекта Б.Тарасюк предложил принять не проект президента, а проект «Батькивщины», поскольку он обозначает четкий курс на вступление в НАТО.

Реакция НАТО
Комментируя решение Верховной Рады, Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг (интервью телеканалу NRK, 23.12), подчеркнул, что в ближайшее время НАТО не собирается инициировать процесс, направленный на принятие Украины в его члены. Были приведены традиционные, «ритуальные» аргументы, типа того, что Украине предстоит немало сделать, прежде чем ставить вопрос о вступлении: «Нынешнее руководство страны само заявляло о необходимости провести серьезные реформы в обороне, в сфере борьбы с коррупцией и государственного управления». При этом Й.Столтенберг не может прогнозировать, как долго может продолжаться процесс реформирования. По словам украинских властей, на этой уйдет минимум шесть лет.
Й.Столтенберга не пугает, что отказ от внеблокового статуса Украины может привести к дальнейшему ухудшению отношений стран-членов НАТО с Россией. Принимать решение о принадлежности к НАТО имеет право только украинский народ (все страны имеют суверенное право решать, членом какого альянса они хотят стать). Однако НАТО весьма серьезно подходит к вопросу о принятии новых членов, поскольку эта структура основывается на принципе «один за всех и все за одного». В этом плане серьезными препятствиями для вступления Украины в НАТО стали возникшие в 2014 году территориальные проблемы. Это касается и Крыма, и восточных регионов Украины. Их решение – обязательное условие для членства в НАТО. Иными словами, из заявлений Й.Столтенберга следует, что при нынешних положениях конституции Украины ее членство в НАТО однозначно невозможно.
Со своей стороны международный секретариат штаб-квартиры НАТО в Брюсселе обнародовал нейтральное сообщение (23.12) о том, что Альянс с уважением относится к принятию Верховной Радой закона об отмене внеблокового статуса Украины. «Мы уважаем решение украинской Рады. Украина является независимым и суверенным государством, и только ей одной принимать решение о направленности своей внешней политики».
Формальная отмена внеблокового статуса вызвала весьма ограниченные комментарии со стороны правительств стран-членов НАТО. Представитель Белого дома поспешил разъяснить, что вопрос о членстве Украины в НАТО пока не рассматривается (23.12), а представитель госдепартамента М.Харф ограничилась общим заявлением о том, что США поддерживают политику «открытых дверей» НАТО, и что любые решения должны приниматься на уровне альянса.
В свою очередь в МИД Латвии и министерстве обороны Польши назвали вступление Украины в НАТО потенциально возможным. Министр обороны Польши Т.Семоняк (23.12) назвал заявления П.Порошенко об отказе от внеблокового статуса лишь первым шагом к вступлению в НАТО. На этом пути «Украина должна выполнить стандарты, и прежде всего (само) украинское общество должно стремиться к членству в НАТО».

Позиция РФ
Глава МИД РФ С.Лавров заявил, что закон об отмене внеблокового статуса Украины «контрпродуктивен». По эго словам действия украинской власти лишь нагнетают конфронтацию, создают иллюзию, что «путем принятия таких законов можно урегулировать глубокий внутренний кризис на Украине».
Премьер РФ Д.Медведев заявил, что закон отказе от внеблокового статуса, по сути, является заявкой на вступление в НАТО, что превращает Украину в потенциального военного противника России.
Постоянный представитель РФ при ОБСЕ А.Келин назвал новый закон «недружественным шагом» в отношении РФ. «Этот политический вектор только добавит неприятностей и остроты в отношениях. Мы к этому будем относиться негативно».
Заявление зам. министра обороны РФ А.Антонова (24.12) носило более жесткий и детализированный характер: вступление Украины в НАТО приведет к полному разрыву отношений России с НАТО. По словам А.Антонова, «пока решение парламента Украины о выходе из внеблокового статуса не угрожает безопасности России, так это решение политическое, но если это решение в дальнейшем приобретет военный смысл, то мы будем действовать адекватно. Тогда с НАТО у нас будет полный разрыв, восстановить который будет практически невозможно».

Выводы и комментарии
С точки зрения аппарата президента главный акцент был сделан на том, что отмена внеблокового статуса Украины является исправлением ошибок прошлого. Поскольку НАТО рассматривается как основа европейской безопасности и самый эффективный инструмент ее обеспечения, отказ от внеблокового статуса отменяет «искусственные ограничения» по выбору Украиной модели национальной безопасности (зам. главы АП В.Чалый, заявление в Украинском кризисном медиа-центре 25.12).
В плане перспектив членства Украины в НАТО, в нынешней власти, вероятно, все понимают, что после аннексии Крыма Украину в этот альянс не примут, как впрочем, и Грузию. Что касается руководства Молдовы, оно таких целей не ставит и говорит о сохранении нейтрального статуса. В то же время декларация потенциальных намерений вступления Украины в НАТО, предположительно, рассматривается как шаг, стимулирующий сторонников жесткой политики в отношении России на Западе оказывать Украине политическую и экономическую поддержку, а также, в перспективе, и военную помощь.
Критические заявления российских политиков по поводу отказа Украины от внеблокового статуса являются либо проявлением крайнего лицемерия (поскольку экономическая и правовая база двусторонних отношений полностью разрушены), либо обращены сугубо к российской внутренней аудитории с целью подчеркнуть «вероломство» украинских властей.
В этом плане в особенности показательно заявление Д.Медведева, которое объявляет и Украину, и страны НАТО потенциальными военными противниками России.
При нынешнем состоянии украинско-российских отношений формальная отмена внеблокового статуса вряд ли может повлиять на что бы то ни было, кроме, возможно, эмоционального фона В.Путина. В Москве прекрасно понимают, что ни Украину, ни Грузию принимать в НАТО никто не собирается. Кроме этого, российская сторона сама разрушила элементы нейтральности в украинской политике, зафиксированные при В.Януковиче. В то же время и после отмены законодательных формулировок о внеблоковом статусе Украина все равно остается внеблоковым государством, поскольку в военных блоках она не участвует и внешних гарантий безопасности не имеет.
К примеру, министр иностранных дел Польши Г.Схетина (18.12) назвал заявления П.Порошенко о НАТО символическим жестом, который «ничего не решает», но вписывается в программу евроатлантических визитов президента Украины.
Отмена законодательных положений о внеблоковом статусе вряд ли может существенно повлиять и на состояние выполнения минских договоренностей. По крайней мере, продолжавшиеся в течение трех месяцев после заключения первого перемирия 5 сентября систематические артиллерийские обстрелы показали, что российская сторона не готова согласиться на замораживание конфликта, по крайней мере, в нынешних условиях и на нынешней линии противостояния сторон.



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr