О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Накануне смены власти в Киеве: украинский кризис и позиция ЕС.
21.02.2014р.


Неоднократные предостережения в адрес правящих кругов Украины о применении санкций завершились решением Совета ЕС по иностранным делам (20.02) о введении санкций в отношении украинских чиновников, «ответственных за насилие и чрезмерное применение силы».

Санкции против представителей украинской власти
После экстренной встречи министров иностранных дел стран ЕС Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон заявила, что ЕС «приостанавливает лицензии на экспорт (в Украину) оборудования, которое могут использовать для внутренних репрессий».
Против виновных в применении невероятного насилия в Украине чиновников будут применены также визовые санкции и замораживание активов. К.Эштон отметила, что вся ответственность за налаживание диалога и остановку насилия в Украине лежит на В.Януковиче. В выводах Совета ЕС отмечается, что «масштаб имплементации санкций будет продвигаться в зависимости от развития ситуации в Украине».
Х. ван Ромпей заявил, что у ЕС есть консенсус о необходимости наказать виновных в смертях людей в Украине. По его словам, «должны быть использованы возможные и невозможные средства, чтобы принудить к диалогу все стороны конфликта в Киеве». «Мы должны понять, какие механизмы будут действенными. В связи с «невероятным использованием силы» мы вводим визовые санкции – это один ответ. Другой ответ – финансовый». Х. ван Ромпей также констатировал, что в Украине следует избрать нового президента и новый парламент.
Глава Еврокомиссии Ж.-М.Баррозу заявил, что главной задачей сейчас является деэскалация конфликта. «Мы не можем забыть трагические смерти последних дней. Именно поэтому министры собрались, чтобы ввести санкции в отношении тех, кто отвечает за насилие». Ж.-М.Баррозу сослался на обмен мнениями с руководителями Франции и Германии. И А.Меркель и Ф.Олланд выразили мнение, что люди в Украине не должны гибнуть, а виновные в смертях должны быть наказаны.
По информации депутата партии «Батькивщина» Г.Немыри, речь также идет о «силовом блоке» санкций (в отношении руководителей силовых ведомств, которые инициировали насилие в Украине).
Таким образом, визовые и экономические санкции касаются в первую очередь украинских чиновников и должностных лиц, против которых ЕС вводит визовые и финансовые санкции. Прилагаемый к решению Совета ЕС список должен быть уточнен и может быть объявлен до понедельника. Как ожидается, что в него не будет включен президент В.Янукович.
В принятом министрами иностранных дел ЕС документе высказано намерение в срочном порядке согласовать целенаправленные санкции против людей «ответственных за насилие и использование избыточной силы». По предложению Австрии внесен пункт об эмбарго на «поставку оружия и запрет на поставки снаряжения, которое может быть использовано для внутренних репрессий».
Предположительно, запрет на поездки и заморозка активов будут применены против руководителей министерств внутренних дел и юстиции. Политический блок санкций касается депутатов и руководителей АП В.Януковича, которые имеют отношение к принятию законов 16 декабря и силовым операциям последних дней.
Кроме этого, вводятся экономические санкции, которые коснутся компаний и фирм, владельцы и руководители которых до сих пор поддерживают режим, нарушивший права человека.
Уместно отметить, что санкции ЕС, решение о введении которых уже принято, не могут быть введены немедленно. Об этом заявил министр иностранных дел Нидерландов Ф.Тиммерманс (санкции должны быть оформлены законодательно, включая уточнение списка лиц, на которых они распространяются).
По окончании экстренного заседания Совета ЕС по Украине К.Эштон заявила, что «наше предложение о политической ассоциации и экономической интеграции (Украины) остается на столе, равно как и наша приверженность содействию контактов между людьми».

Посредническая миссия
В условиях эскалации конфликта в Киеве 20.02 для оказания посреднических услуг в урегулировании политического кризиса в Украину были срочно направлены главы МИД Польши Р.Сикорски, Франции Л.Фабиус и Германии Ф.-В.Штайнмайер.
Переговоры европейских министров с В.Януковичем и лидерами оппозиции проходили параллельно с заседанием Совета ЕС по иностранным делам в Брюсселе. В ходе переговоров они дважды общались с К.Эштон, которая прокомментировала ситуацию следующим образом: «На встрече в Брюсселе ЕС решил ввести санкции против украинских чиновников. Этим вечером министры должны были вылететь в Брюссель на внеочередное заседание Совета ЕС, посвященное украинскому вопросу, но они уже не успевают».
В ходе переговоров европейские министры настаивали на создании переходного правительства, начале конституционной реформы и проведении в Украине свободных досрочных парламентских и президентских выборов, что подтвердила и К.Эштон.
Комментируя переговоры в Киеве (20.02), К.Эштон повторила позицию ЕС о необходимости прекратить насилие в Украине, а также высказала мнение, что этому будет способствовать введение санкций против представителей правящей группировки. По ее словам, ЕС настаивает на необходимости проведения диалога, продвижения конституционной реформы, обеспечение проведения свободных выборов.
Председатель Европейского Совета Х. ван Ромпей заявил, что у ЕС есть консенсус о необходимости наказать виновных в смертях людей на Украине. Он также подчеркнул, что Украине следует избрать нового президента и новый парламент.
Перед началом встречи делегации ЕС с президентом Украины аналогичное мнение высказал и министр иностранных дел Франции Л.Фабиус: в ЕС считают досрочные выборы единственным выходом из ситуации. «Нет никакого другого решения, кроме как проведение выборов».
В ходе переговоров с европейскими министрами (20.02) В.Янукович сделал перерыв, предположительно, чтобы позвонить В.Путину, после чего, судя по контексту ситуации, в Киев был направлен уполномоченный РФ по правам человека В.Лукин.
21.02 соглашение В.Януковича с лидерами оппозиции было сначала парафировано, а затем и подписано с участием министров иностранных дел Германии, Польши и руководителя департамента континентальной Европы МИД Франции Э.Фурнье (в качестве «свидетелей»). Представитель РФ В.Лукин соглашение не подписал и вылетел в Москву до подписания соглашения.
Перерыв перед подписанием соглашения был обусловлен необходимостью согласования его содержания с заинтересованными сторонами и временным интервалом, необходимым для оценки его вероятных последствий, включая обеспечение выезда ряда лиц из окружения президента (министра МВД В.Захарченко и генерального прокурора В.Пшонки).
21.02 Р.Сикорски встретился с членами Совета Майдана с целью убедить его участников в необходимости согласиться с согласованными условиями. По его словам, соглашение нужно поддержать, поскольку в противном случае для разгона Майдана предполагалось введение Чрезвычайного положения и использование армии. Совет Майдана якобы согласился на подписание соглашения об урегулировании кризиса при условии ухода с должностей В.Захарченко и В.Пшонки и наказания виновных в преступлениях силовиков.

Оценка результатов соглашения
Ряд европейских политиков высказали позитивное мнение относительно согласованного плана урегулирования.
Р.Сикорски заявил, что соглашение власти и оппозиции – хороший компромисс для Украины, поскольку «даст шанс на мирное развитие событий» в стране. «Это дает шанс миру. Открывает путь к реформе и в Европу. Польша и ЕС это поддерживают».
К.Эштон позитивно оценила подписанное соглашение, охарактеризовав его как шаг к прекращению кризиса. Х. ван Ромпей приветствовал подписание соглашения, охарактеризовав его как «необходимый компромисс, начало необходимого политического диалога для демократического, мирного пути выхода из кризиса». Теперь ответственность всех сторон – «быть мужественными и превратить слова в дела ради будущего Украины».
Х. ван Ромпей подчеркнул, что достижению «соглашения способствовала важная работа министров иностранных дел Франции, Германии, Польши и специального представителя президента России», а также настойчивые усилия, которые сделали в течение последних двух месяцев К.Эштон и еврокомиссар Ш.Фюле.
Президент Европейского парламента М.Шульц приветствовал соглашение между властью и оппозицией об урегулировании кризиса: «Приветствую договоренность о досрочных выборах, включая новое правительство и конституционную реформу. Приветствую приверженность всех сторон и министров ЕС. Насилие должно прекратиться».

Предварительные выводы:
1. Столкнувшись с угрозой силовой зачистки Майдана, руководство ЕС предприняло срочные действия с целью урегулирования кризиса в Украине. Судя по реакции К.Эштон и Х. ван Ромпея, они склонны предполагать, что соглашение приведет к деэскалации конфликта и постепенной передаче власти украинской оппозиции. В детали и нюансы внутреннего противостояния европейские политики предпочитают не вникать.
2. Вся ответственность за насилие в Украине возлагается на В.Януковича и правящий режим. Европейские СМИ предпочитают обвинять В.Януковича в том, что он тянул время и «уклонялся от диалога», что способствовало радикализации конфликта и поведения его участников.
3. А.Меркель активно включилась в дипломатический процесс, проведя телефонные переговоры с Б.Обамой и В.Путиным. Судя по всему, Германия и США пытаются удержать В.Путина от активного вмешательства с целью взять под свой протекторат Левобережье и Юг Украины. Кстати, именно А.Меркель 19.02 информировала В.Путина о том, что министры иностранных дел Германии, Франции и Польши намерены приехать в Киев 20 февраля.
4. Комментируя ситуацию в Украине, К.Эштон и европейские министры практически полностью уходят от оценки поведения радикального крыла Майдана и предпочитают не реагировать на применение оружия против правоохранительных органов.
5. Смысл посреднической миссии министров иностранных дел Польши, Германии и Франции в Украине заключается в обеспечении постепенной передачи власти украинской оппозиции при сохранении преемственности власти, локализации «революционных эксцессов» и соблюдении внешней видимости легитимности смены режима.
6. При подписании соглашения об урегулировании кризиса в Украине представители МИД Польши, Германии и Франции фигурируют только как свидетели. ЕС не берет на себя смелость и ответственность гарантировать соблюдение и выполнение соглашения, возлагая ответственность на президента В.Януковича и лидеров украинской оппозиции.
7. Риторика К.Эштон оставалась традиционной:
- Стороны, подписавшие соглашение, должны приступить к его немедленной реализации. «Мы хотим, чтобы страна (Украина) двигалась вперед».
- ЕС и Украина должны заключить соглашение об ассоциации.
- ЕС и международные финансовые организации должны предоставить Украине пакет экономической помощи.
8. Учитывая ультиматум Майдана о немедленной отставке В.Януковича (до 22.02) и установление контроля сил «народной самообороны» Майдана над правительственным кварталом, уже к вечеру 21.02 подписанное соглашение можно было считать однозначно нарушенным. Если его основные условия не будут восстановлены и обеспечены парламентом и оппозицией, документ можно будет считать фактически мертвым, что позволит его непосредственным сторонам действовать в соответствии с текущими обстоятельствами.
*****

Заявление Р.Сикорски о политическом соглашении 21 февраля и обязательствах сторон. [21.02.2014 г.]
На пресс-конференции в Варшаве (вечером 21.02) министр иностранных дел Польши Р.Сикорски заявил, что достигнутые с В.Януковичем договоренности по урегулированию политического кризиса не предусматривают гарантий его личной безопасности.
В то же время, Р.Сикорски назвал «плохой идеей» попытку добиваться полной капитуляции президента В.Януковича («не самый хороший способ для взаимопонимания добиваться полной капитуляции кого-то, кто имеет танки, водометы, снайперские винтовки, автоматы, и показывает, что готов это использовать»).
Р.Сикорски сказал, что он считает важным объяснить это украинцам, которые протестуют на Майдане, и что в этом заключается «тест политического лидерства» для оппозиционеров.
По мнению Р.Сикорски, сейчас все зависит от зрелости и ответственности украинских политиков. «Внешний мир не может спасти Украину против ее воли. Это украинцы должны решить проводить реформы, которые разблокируют финансовую помощь для этой страны и могут стабилизировать экономику».
К тому же, как свидетельствует Ю.Мирошниченко, В.Янукович еще не подписал принятые Радой законы об изменении Конституции, отстранении В.Захарченко и отмене статей, по которым была осуждена Ю.Тимошенко.
В пятницу, 21 февраля, В.Янукович отправился из Киева в Харьков, однако, предположительно, он не будет принимать участия в съезде депутатов юго-восточных областей Украины, организованного общественным союзом «Украинский фронт».
*****

Украинский кризис: позиция РФ в отношении Украины. [21.02.2014 г.]
До последнего времени позиция РФ характеризовалась относительной сдержанностью. Основным средством выражения отношения к событиям в Украине со стороны МИД РФ были заявления с критикой действий радикальных организаций украинской оппозиции и хаоса в стране и предупреждали о попытке государственного переворота.
На фоне критического обострения вооруженных столкновений в Киеве (20.02) официальный представитель МИД РФ А.Лукашевич сделал заявление, призывающее лидеров Майдана остановить кровопролитие и продолжить поиск мирных путей урегулирования кризиса («мы подтверждаем наше требование о том, чтобы лидеры Майдана незамедлительно остановили кровопролитие, продолжали поиск мирных развязок кризиса без угроз и ультиматумов»). В заявлении отмечалось, что ситуация может и должна быть урегулирована в рамках конституционных прерогатив действующей власти Украины.

Общие тенденции
Вплоть до последнего времени правительство РФ сохраняло возможность предоставления Киеву очередного транша кредита путем выпуска облигаций на ирландской фондовой бирже. Решение о выкупе евробондов откладывалось под предлогом задержки с формированием нового правительства или в связи с задолженностью за поставленный газ (суммарный долг за осень 2013 г. и январь 2014 г. составил ок. $3,3 млрд).
18.02 министр финансов РФ А.Силуанов заявил, что на нынешней неделе (с 17 по 23 февраля) Россия предоставит Украине следующий транш за счет облигационного займа, однако 19.02 выпуск облигаций был отменен по просьбе эмитента (министерства финансов Украины) в связи с неясностью перспектив их выкупа. Министр экономического развития РФ А.Улюкаев сделал заявление (интервью Bloomberg, 21.02), что вопрос о выделении Украине нового транша в $2 млрд еще не решился, поскольку Москва ждет ясности по новому правительству Украины: с учетом того, что Украина работает в условиях отставки правительства, «мы хотели бы … иметь ясность относительно ее нового правительства, его состава, программы, понимать с кем мы имеем дело, кто является тем партнером, кому мы оказываем финансовую помощь».
В связи с изменением ситуации в Украине, 21.02 президент РФ В.Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности России, на котором обсуждалась ситуация на Украине. Во встрече принимали участие премьер-министр Д.Медведев, спикеры обеих палат парламента В.Матвиенко и С.Нарышкин, глава администрации президента С.Иванов, секретарь СБ РФ Н.Патрушев, его заместитель Р.Нургалиев, главы МИД С.Лавров, МВД В.Колокольцев, Минобороны С.Шойгу, руководители ФСБ А.Бортников и СВР М.Фрадков, постоянный член Совета безопасности Б.Грызлов.

Позиция МИД РФ
1. В разговоре с К.Эштон (21.02) министр иностранных дел С.Лавров решительно осудил действия радикальных элементов, на которых лежит основная ответственность за насилие и человеческие жертвы, и призвал ЕС и его членов четко выразить свое неприятие их действий. По версии МИД РФ, стороны согласились «продолжать контакты с целью содействия нормализации обстановки при уважении суверенитета Украины и полномочий легитимной украинской власти».

2. МИД РФ выступил с официальным комментарием, адресованным украинским властям и оппозиции. В нем содержится призыв к правительству Украины и оппозиции решительно пресечь чинимые экстремистами противозаконные действия. «Мы убеждены, что такие судьбоносные для Украины процессы, как конституционная реформа, должны осуществляться с полным вовлечением политических сил и регионов, а проект такой реформы должен быть вынесен на всенародный референдум. Практические шаги по незамедлительному успокоению ситуации должны носить обоюдный характер, чтобы на деле содействовать национальному примирению. И, разумеется, любые формы посредничества должны осуществляться при безусловном уважении суверенитета Украины».
Уполномоченный по правам человека в РФ В.Лукин подключился к переговорам при посредничестве министерств иностранных дел Германии, Польши и Франции на этапе, когда текст договоренностей был уже в значительной степени готов. Тот факт, что В.Лукин не подписался в качестве свидетеля под этими договоренностями, как это сделали три европейских министра, не означает, что Россия не заинтересована в поиске компромиссов, которые позволят незамедлительно прекратить кровопролитие и вернуть ситуацию в правовое русло. МИД РФ декларирует готовность и далее оказывать украинцам содействие по их просьбам в нормализации обстановки. Сам В.Лукин сообщил, что не подписал соглашение потому, что не понимал, кто его «действующие персонажи» и как оно будет выполняться [1].

3. Постоянный представитель РФ при ЕС В.Чижов отметил (21.02), что санкции ЕС сейчас не имеют определяющего значения. Список лиц, на которых будут распространяться санкции, пока не подготовлен. «В нынешней ситуации, которая, к сожалению, царит в Киеве и целом ряде других городов и регионов Украины, я думаю, вопрос о санкциях, он ни для кого не имеет определяющего значения. … Оставляя в стороне вопрос об эффективности санкций, как в нынешней конкретной ситуации, так и вообще, я могу только выразить надежду, что под них попадут истинные виновники происходящего в Киеве, той волны насилия, которая привела к гибели уже десятков людей и ранениям сотен людей. Те, кто призывает своих сторонников к оружию для силового смещения демократически избранного руководства страны».
В.Чижов сказал, что не знает, как ЕС намерен искать ответственных, но выразил надежду, что «обилие деятелей ЕС на Майдане Незалежности и вокруг него может в этом помочь». Идея перемирия между властями и оппозицией в Украине «была, к сожалению, обречена с самого начала, потому что те, кто договаривался с президентом о перемирии, на практике не контролируют улицу, или, вернее сказать, площадь и не пользуются там авторитетом».

Комментарий Д.Медведева
Российский премьер Д.Медведев на заседании правительства РФ (20.02) заявил, что Россия будет стремиться к выполнению всех договоренностей с Украиной. Сотрудничество «продолжим по всем направлениям, по которым договаривались, будем стараться делать все, чтобы исполнять те обещания, которые им давались». Однако для полноценного сотрудничества украинская власть должна быть легитимной и эффективной, способной обеспечивать защиту своих граждан и, чтобы «об эту власть, как о тряпку, ноги не вытирали. … Поэтому мы придерживаемся всех договоренностей и в то же время исходим из того, что власть должна сконцентрироваться для того, чтобы защитить людей, защитить правоохранительные структуры, которые стоят на страже государственных интересов и защищают тех же самых людей. Только в этом случае можно развивать полноценное экономическое сотрудничество. Просил бы других членов правительства придерживаться этой позиции».

Разговор Б.Обамы с В.Путиным
21.02 Б.Обама позвонил В.Путину с целью обсуждения ряда кризисных аспектов международных отношений, включая ситуацию в Украине. По сообщению пресс-службы Кремля, В.Путин подчеркнул необходимость принятия срочных мер по стабилизации обстановки на Украине и акцентировал важность работы с радикальной оппозицией, которая «довела противостояние на Украине до крайне опасной черты». Среди прочего обсуждалось взаимодействие по иранской ядерной программе.

Предварительные выводы
1. В ситуации фактически состоявшегося государственного переворота в Украине Россия выглядит как однозначно проигравшая сторона. Звонок Б.Обамы В.Путину производит впечатление жесткого предупреждения не вмешиваться в процесс и не мешать формированию новых властных структур Украины на основе украинской оппозиции.
2. Судя по всему, В.Янукович не выполнил тех примерных условий, которые были согласованы с В.Путиным после отставки кабинета Н.Азарова в части формирования нового правительства Украины. В.Янукович то ли смог, то ли не захотел предпринять перегруппировку своей команды с целью сохранения властных полномочий. В итоге это привело к его политическому провалу и, в конченом счете, вынужденному бегству в Харьков, где М.Добкин и Г.Кернес, против которых СБУ (по информации Ю.Луценко), якобы возбудила уголовные дела по подозрению в сепаратизме, намеревались провести съезд депутатов всех уровней, поддерживавших идею федерализма.
3. Тот факт, что В.Лукин не подписал соглашение между В.Януковичем и оппозицией, на содержание которого он не мог повлиять, открывает российской стороне возможность свободы критики уже не работающей схемы урегулирования конфликта, подписанной при посредничестве европейских министров. К тому же, МИД РФ уже предложил вынесение проекта конституции на референдум, что позволяет преодолеть кулуарный способ конституционных изменений, предложенный ЕС и украинской оппозицией.
4. Решения Съезда депутатов всех уровней южных и восточных областей в (Харьков, 22.02) вряд ли могут оказать существенное влияние на развитие ситуации. В условиях фактического распада Партии регионов обстановка в промышленно развитых областях Украины будет во многом зависеть от способности местных политических кругов к самоорганизации и формированию приемлемой для общества политической платформы.

Примечания:
1. В.Лукин в частности заявил: «Самая большая трудность в том, что ситуация постоянно меняется, персонажи меняются, появляются новые, нет ясности кто и как будет выполнять соглашения, именно поэтому мы не поставили свою подпись. Как только ясность будет, можно будет вернуться в Киев и продолжить переговоры». Кроме этого, по мнению В.Лукин, Россия явно запоздала с присоединением к переговорам.
*****

Украинский кризис и позиция США. [21.02.2014 г.]
Позиция США в ходе обострения кризиса была выдержана в традиционном духе и сочетала различные формы политических угроз, давления и личных контактов.

1. Требования к В.Януковичу и структурам власти в Украине в ходе конфликта
По сообщению CNN (19.02) президент Б.Обама публично призвал министра обороны Украины не вмешиваться в конфликт между правоохранительными структурами и Майданом. По словам Б.Обамы, если власть перейдет определенную границу, насилие в Украине будет «иметь последствия». По его словам, у руководства США должна быть уверенность в том, что военные не будут вмешиваться в ситуацию, которую должны решить «гражданские лица». Было заявлено, что США самым решительным образом осуждают насилие, а правительство Украины несет прямую ответственность за обеспечение соответствующего отношения к участникам мирного протеста. Было сообщено, что Б.Обама и госсекретарь Дж.Керри будут обсуждать ситуацию в Украине, намереваясь «утвердить роль США в прекращении эскалации конфликтной ситуации.
19-20.02 Госдепартамент США начал выражать отрытое возмущение в связи с тем, что руководители силовых структур Украины перестали отвечать на звонки из Госдепа, Пентагона и посольства США. Госдепартамент США в форме неофициальных заявлений со ссылкой на анонимный источник выразил обеспокоенность перестановками в руководстве украинского Генштаба [1], а также действиями других силовых структур, включая МВД.
21.02 представитель Пентагона контр-адмирал Дж.Кирби публично заявил, что глава американского военного ведомства Чак Хейгел не может связаться с министром обороны Украины Павлом Лебедевым.
19.02 помощник Б.Обамы по вопросам национальной безопасности Бен Родс потребовал от украинских властей немедленно остановить операцию силовых структур, заключить перемирие и найти способ нормализации ситуации в Киеве и других городах.
19-21.02 Госдепартамент США, Дж.Байден и Дж.Керри несколько раз требовали от В.Януковича убрать силовые структуры (спецназ, милицию снайперов, нерегулярные и военные формирования) из центральной части Киева. По сообщению пресс-службы Белого дома, 21.02 Дж.Байден вновь высказал эти требования в телефонном разговоре с В.Януковичем, пригрозил расширением санкций в отношении украинских чиновников [2] и потребовал от Януковича сотрудничества с оппозицией.
21.02 госсекретарь Дж.Керри сделал заявление, в котором предупредил украинское руководство о международной ответственности за человеческие жертвы на улицах Киева. В заявлении отмечалось, что «народ Украины и международное сообщество привлекут к ответственности тех, кто ответственен за то, что произошло. … Народ Украины заслуживает гораздо лучшего, чем бессмысленной смерти и страданий на улицах одного из крупных городов Европы.
Насилие должно прекратиться. Мы осуждаем применение силы против гражданских лиц со стороны сил безопасности, и настоятельно призываем отозвать эти силы». Дж.Керри категорически предостерег от вовлечения армии в конфликт: «Мы призываем украинскую армию оставаться верной своему неполитическому наследию и профессиональным традициям».
Дж.Керри потребовал от В.Януковича «немедленно провести серьезные переговоры с лидерами оппозиции ради создания нового временного правительства, которое будет иметь широкую поддержку. Это – единственный способ начать тяжелые, но необходимые конституционные и экономические реформы, которые нужны Украине».

2. Заявления о деструктивной роли России
Находясь в Мексике на саммите НАФТА (20.02), Б.Обама обвинил российское руководство в поддержке наступления на демократию в Украине и Сирии и пренебрежении основными свободами людей в обеих странах.
Б.Обама раскритиковал политику России и лично В.Путина в отношении Украины и заявил: «Это не соревнование между Россией и США. Речь идет о реализации желаний народов Украины и Сирии получить основные свободы – свободу слова, свободу собраний, прозрачные и честные выборы и фундаментальные права, к которым стремится каждый». Но Путин имеет «другой взгляд» по этим вопросам, «и я не думаю, что это для кого-то является тайной».

3. Посол США о роли В.Януковича в легитимизации передачи власти
В интервью телеканалу CNN (21.02) посол Дж.Пайетт следующим образом объяснил роль В.Януковича в передаче власти: В.Янукович не должен уходить в отставку, поскольку его страна в нем нуждается для осуществления политических преобразований. «Путь к этому должен для него лежать через новое правительство, изменения конституции, политического устройства». Было отмечено, что относительно досрочных президентских выборов В.Янукович «сделал определенные предложения трем европейским министрам» (Польши, Франции и Германии). «Разумеется, мы подробно консультируемся с нашими европейскими партнерами, когда формируем наш подход».

4. Расширение санкций против властных структур
21.02 сенатор К.Мерфи сообщил о подготовке нового законопроекта о введении санкций для лиц, виновных в насилии против мирных граждан в Украине. Речь идет лишь о введении санкций в отношении ответственных за применение насилия на Украине.

5. Оценка соглашения об урегулировании кризиса
В заявлении Белого дома (брифинг пресс-секретаря президента США Дж.Карни, 21.02) отмечается, что США приветствуют соглашение между президентом В.Януковичем и оппозицией, которое отвечает усилиям США, направленным на деэскалацию ситуации в Украине. «Мы поддерживаем усилия всех тех, кто согласовал это соглашение, оцениваем смелость лидеров оппозиции, которые признали необходимость компромисса, и предлагаем поддержку США в его реализации». Теперь сторонам соглашения следует приложить усилия для его реализации, а США намерены контролировать этот процесс. В связи с этим Белый дом призывает немедленно приступить к реализации первых шагов соглашения, и обещают при необходимости ввести дополнительные санкции против власти.

Предварительные выводы:
1. В течение всей острой фазы конфликта США оказывали прямое и жесткое давление на различные структуры власти, включая силовой блок. Вероятно, существенное значение имел телефонный разговор министра обороны США Ч.Хейгела с министром обороны Украины П.Лебедевым (21.02), в котором П.Лебедев оправдывал развертывание и передвижение войск необходимостью защиты от террористических угроз в отношении арсеналов, баз, складов и других военных объектов.
2. Давление США на силовой блок привело к свертыванию силовой операции, приказ о начале которой с применением армии отдан не был.
3. Отвод сил МВД из центральной части Киева привел к немедленному установлению контроля сил «народной самообороны» в правительственном квартале и переходу власти к оппозиции, что и являлось изначальной целью требований США.
4. Соглашение, подписанное В.Януковичем с оппозицией, уже никого не интересует и является пустой бумажкой. В случае необходимости от Януковича потребуется лишь подписание утвержденных парламентом документов, для чего будет применяться угроза новых санкций.
5. США не принимали формального участия в достижении соглашения В.Януковича с оппозицией и не несут за него никакой прямой ответственности. В случае каких-либо несогласованных действий со стороны В.Януковича против него могут быть применены угрозы передачи под международный трибунал.
6. Официальные лица США практически ни разу не признали ответственность оппозиции и участников Майдана за применение оружия против сил МВД, что позволяет оппозиции полностью отрицать свою причастность к человеческим жертвам и использовать сугубо политическую оценку происходивших событий, вина за которые полностью возлагается на прежний правящий режим.

Примечания:
1. Речь шла о назначении адмирала Ю.Ильина на пост начальника Генштаба и главнокомандующего Вооруженных Сил Украины вместо В.Заманы.

2. К этому времени администрация США уже ввела санкции против 20 высокопоставленных должностных лиц из правительственных структур Украины, которые, по мнению Вашингтона, были виновны в эскалации насилия и нарушении прав человека. США приступили к реализации санкций путем объявления запрета на поездки для тех представителей госаппарата Украины, которые были названы ответственными за применение мер, связанных с насильственным подавлением оппозиционных выступлений и развязывание насилия.

*****



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr