О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Украина - ЕС. 20-й раунд переговоров по Соглашению об ассоциации
25.10.2011р.


25 октября 2011 г. в Киеве состоялось пленарное заседание делегаций в рамках 20-го раунда переговоров между Украиной и ЕС по Соглашению об ассоциации. Делегацию Украины на переговорах возглавлял зам. министра иностранных дел П.Климкин, делегацию ЕС – управляющий директор по вопросам Европы и Центральной Азии Европейской службы внешней деятельности М.Лайчак. По итогам заседания выяснилось, что никакого существенного сближения позиций сторон не произошло.

Контекст переговоров

Согласно официальному сообщению МИД Украины, «по результатам переговоров был согласован ряд положений соглашения, включая, в частности, изъятие ссылки на «долгосрочную перспективу» введения безвизового режима для граждан Украины». Назвать это достижением переговорных групп нельзя, поскольку стороны лишь реализовали решение, достигнутое на саммите «Восточного партнерства».
Стороны продолжили обсуждение отдельных несогласованных положений договора относительно преамбулы, политического диалога, юстиции, свободы и безопасности, а также институциональных, общих и заключительных положений. Состоялся обмен предложениями относительно перспектив дальнейшего развития отношений между Украиной и ЕС.
Переговоры были продолжены в рамках 13-го заседания совместного комитета по вопросам сотрудничества Украина – ЕС (26.10), на котором рассматривались вопросы повестки дня двусторонних отношений в 2011-2012 гг., включая создание ЗСТ с ЕС и диалог относительно либерализации визового режима для граждан Украины.

Несогласованные вопросы

Основные расхождения между Украиной и ЕС касаются формальной фиксации в соглашении перспективы членства Украины в ЕС (со ссылкой на 2-ю и 49-ю статьи Договора о Европейском Союзе) и определения срока действия соглашения.
На брифинге в Киеве (27.10) директор департамента информационной политики МИД Украины О.Волошин прокомментировал содержание имеющихся расхождений. В частности было отмечено, что украинская сторона выступает против подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на бессрочной основе. О.Волошин отметил, что бессрочный характер соглашения может «привести к тому, что Украина двадцать или даже более лет может оставаться в состоянии неопределенности касательно членства в ЕС». Закрепление такого положения Украины на международной арене может показаться выгодным многим украинским и европейским политикам, что позволит им блокировать переход Украины на новый уровень отношений с ЕС в будущем. Поэтому Украина не поддерживает инициативу подписания Соглашения об ассоциации на бессрочной основе и настаивает на указании конечного строка действия соглашения.
Что касается европейской перспективы Украины, президент В.Янукович в ряде заявлений, в том числе на саммите «Восточного партнерства» (29.09) отмечал, что для Украины принципиально важно отражение в Соглашении об ассоциации перспектив членства в ЕС. В эфире Первого национального телеканала (19.10) В.Янукович в более жесткой форме повторил это требование в адрес ЕС. По его словам, соглашение не имеет смысла, если в нем не будет зафиксирована перспектива членства Украины в ЕС. В свою очередь, представители Европейской Комиссии неоднократно заявляли о невозможности фиксации такой перспективы в Соглашении об ассоциации, поскольку это не входит в сферу полномочий Европейской политики соседства, в рамках которой ЕС собирается подписать соглашение с Украиной. С украинской стороны требование отражения европейской перспективы является отнюдь не новым, поскольку этот вопрос почти в столь же категоричной форме ставил В.Ющенко на 12-м саммите Украина – ЕС (9 сентября 2008 г.) [1]. Тем не менее, в ряде изданий украинской прессы декларация В.Януковича была истолкована как выдвижение «заведомо невыполнимого требования» для «срыва переговорного процесса с ЕС» [2].
Жесткая позиция президента стала обязательным условием для МИД Украины, несмотря на устойчивое нежелание представителей Европейской Комиссии вести диалог по этому вопросу. После принятия резолюции Европарламента, в котором в неопределенной и почти иносказательной форме признается увязка европейских «устремлений Украины» со статьей 49 Договора о Европейском Союзе «при условии, что все критерии, в том числе принципы демократии, уважения прав человека, основных свобод и верховенства права будут соблюдены», МИД Украины расценил эту резолюцию как большой успех украинской дипломатии.
На брифинге 27.10 директор департамента информационной политики МИД О.Волошин назвал резолюцию ЕП подтверждением поддержки евроинтеграционного курса Украины: «Резолюция Европарламента является свидетельством того, что евроитеграционный курс Украины не остановлен». МИД расценивают резолюцию как успех для страны, поскольку в ней содержится призыв к предоставлению Украине европейской перспективы. В то же время, Киев прислушивается к оценкам украинских внутриполитических процессов со стороны ЕС. МИД Украины не требует от ЕС определения конкретной даты вступления Украины в ЕС, но хочет ясности в сроках действия Соглашения об ассоциации.
По словам О.Волошина, в скором времени должен состояться очередной раунд переговоров по соглашению об ассоциации, в ходе которого будет поставлен вопрос о сроке действия соглашения.
Справедливости ради отметим, что еще в резолюции от 15 марта 2001 г., посвященной Общей стратегии ЕС в отношении Украины Европарламент признал потенциальное право Украины стать членом ЕС при условии достижения соответствующих критериев [3], что, однако, никак не повлияло на позицию Европейской Комиссии.

Специфика развития отношений Украины с ЕС

В целом состоявшийся в Киеве 20-й раунд переговоров расценивается как безуспешный. Компромиссные или взаимоприемлемые подходы не были достигнуты ни по одному из обсуждавшихся вопросов. Вполне очевидно, что с точки зрения Европейской Комиссии Соглашение об ассоциации с Украиной рассматривается как разновидность экономического и внешнеполитического протектората, который должен поставить Украину в положение долговременной зависимости от ЕС без перспектив членства, а также сделать невозможным вхождение Украины в российскую интеграционную группировку.
Примечательно, что если бы ЕС не оказал столь жесткого давления на В.Януковича, украинская сторона, вероятно, могла бы проявить несколько большую уступчивость по ряду важных деталей. При всем при этом, подписание соглашения с ЕС в бессрочной форме лишает Украину любой возможности влиять на политику ЕС или же изменить свое положение в будущем.
Не менее любопытным остается вопрос о том, будет ли учтена в проекте соглашения об ассоциации возможность внесения в него изменений и будет ли предусмотрена возможность его денонсации. По крайней мере, сколько-нибудь достоверная информация по этим вопросам полностью отсутствует. Судя по интервью главы европейской делегации на переговорах М.Лайчака газете «Коммерсантъ-Украина» (27.10), никаких процедурных положений на этот счет не предусмотрено. Как изволил пошутить г-н М.Лайчак, отвечая на «глупый» вопрос о фиксации правил пересмотра соглашения в тексте соглашения об ассоциации, «они зафиксированы в духе договора».
И Европейская Комиссия, и МИД Украины уже подтвердили, что визит В.Януковича перенесен на середину ноября. 18.10 о переносе визита сообщила главный официальный представитель Европейской Комиссии Пиа Хансен. По ее словам, «принято решение перенести этот визит на более удобный момент в наших двусторонних отношениях». 20.10 в адрес В.Януковича было направлено новое приглашение.
Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности К.Эштон сочла необходимым уточнить, что решение о переносе визита было принято президентом Еврокомиссии Ж.М.Баррозу и президентом Совета ЕС Х. ван Ромпеем. Пресс-секретарь К.Эштон сообщила, что визит В.Януковича перенесен по причине необходимости улучшения обстоятельств для достижения прогресса в двусторонних отношениях. В адрес украинского руководства были высказаны конкретные претензии, в частности необходимость достижения Украиной «прогресса в таких сферах, как верховенство права и независимость судебной системы», которые являются ключевыми принципами для ЕС и его отношений с партнерами в рамках «Восточного партнерства».
Судя по нынешней ситуации, в связи с делом Ю.Тимошенко до ноября обстановка вряд ли существенно изменится. Поэтому, в рамках возможного визита В.Януковича либо может быть сделана попытка объясниться и договориться с лидерами Еврокомиссии о конкретных решениях (если в ходе предварительных консультаций и переговоров такие решения будут в основном согласованы, что в целом маловероятно). Либо же, руководство Еврокомиссии может сделать выбор в пользу публичной критики украинских властей, что сделает отношения между ЕС и Украиной еще более напряженными. В сложившихся условиях МИД Украины вполне рационально усматривает смысл визита В.Януковича в констатации завершения переговоров по Соглашению об ассоциации. В этой связи, как заявил О.Волошин на брифинге 27.10, визит может быть проведен до декабрьского саммита Украина-ЕС, когда стороны согласуют текст соглашения. Соответственно, ключевой задачей такого визита должна была бы стать констатация факта, что переговоры по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС завершены.
Как можно предположить, переговоры могут быть завершены лишь в случае существенных уступок украинской стороны по политическим формулировкам Соглашения об ассоциации. В таком случае проект соглашения может быть парафирован до конца года.
Что касается саммита Украина - ЕС, который намечен на 19 декабря, представитель К.Эштон подтвердила (24.10), что Европейская Комиссия не планирует переносить сроки его проведения. Руководство ЕС по-прежнему предполагает, что на саммите может быть парафировано Соглашение об ассоциации и Зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, если в Украине «будут созданы политические условия для его реализации».
Тем не менее, переговоры по Соглашению об ассоциации еще не закончены, и его содержание не известно. Таким образом, остается не ясным, насколько это соглашение вообще может быть выгодным для Украины (с точки зрения бюджета, платежного баланса и макроэкономической стабильности) накануне все более вероятной длительной рецессии в мировой экономике.
И если ожидаемым результатом соглашения в части зоны свободной торговли будет ускорение сползания Украины к дефолту [4], возникает вполне закономерный вопрос: зачем такое соглашение нужно, и ради чего украинская сторона должна идти на серьезные экономические и политические уступки?
К тому же, с точки зрения власти в сложившихся условиях определение наименее проигрышной линии поведения становится весьма сложным и проблематичным.

Примечания:
[1]. Саміт Україна – ЄС: спільні заяви. – http://www.delukr.ec.europa.eu/press_releases_uk.html?id=48781
[2]. Сидоренко С. Киев выиграл раунд // Коммерсантъ-Украина. № 171 (1445). 21.10.2011. – http://www.kommersant.ua/doc/1799539
[3]. Резолюція Європейського Парламенту щодо спільної стратегії Європейського Союзу по відношенню до України. Документ 994_493, редакцiя вiд 15.03.2001. – http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=994_493
[4]. По самым оптимистическим оценкам, в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в Украине ожидается уменьшение выпускаемой продукции на 1,13%, снижение ВВП на 0,42%, рост экспорта на 3,1% при увеличении импорта на 6,7%.




    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr