О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Актуальный комментарий



Саммит «Восточного партнерства» (Варшава, 29-30 сентября 2011 года)
01.10.2011р.


Второй саммит «Восточного партнерства» был запланирован как демонстрация действенности внешнего влияния ЕС в регионе Восточной Европы. На фоне непредсказуемости политических процессов в странах Арабского Востока, парализовавших недавно созданный ЕС Средиземноморский Союз, правящим политическим кругам ЕС было выгодно продемонстрировать активную позицию в постсоветском пространстве, символизирующую успешность Европейской политики соседства и действенность внешнего влияния и контроля в отношении шести государств региона, формально признанных в качестве участников европейской региональной программы.
Большинство стран ЕС были представлены главами правительств, включая канцлера Германии А.Меркель и главу правительства Франции Ф.Фийона. Чехию, Литву и Румынию представляли президенты В.Клаус, Д.Грибаускайте и Т.Басеску. От Великобритании участвовал вице-премьер Н.Клег, от Кипра – министр иностранных дел Э.К.Маркулис, от Италии – госсекретарь МИД А.Мантика.
От структур ЕС участвовали председатель Совета ЕС Х. ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Х.М.Баррозу, Верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности К.Эштон и председатель Европейского парламента Е.Бузек.
Из шести стран Восточной Европы, включенных в программу «Восточного партнерства», в саммите участвовали президент Украины В.Янукович, Грузии М.Саакашвили, Азербайджана И.Алиев и Армении С.Саргсян. Молдову представлял глава правительства В.Филат. От Беларуси предполагалось участие министра иностранных дел С.Мартынова, однако в последний момент МИД Беларуси заявил, что считает невозможным участие в саммите ввиду «беспрецедентных дискриминационных мер» в отношении Беларуси, включая отказ направить приглашение главе белорусского государства и ограничений на участие в мероприятиях саммита главы белорусской делегации.
Формальной целью саммита было углубление взаимодействия с ЕС стран-участниц программы (Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины и Беларуси). По итогам саммита была принята Совместная декларация.

Итоговая Совместная декларация саммита «Восточного партнерства»

- Главы и представители государств-участников (Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины), представители органов ЕС, а также главы и представители стран-членов ЕС провели встречи в Варшаве, в ходе которых обновили свои соглашения и цели. Стороны выразили свое согласие на продолжение реализации программы «Восточного партнерства», принятой на саммите в Праге в 2009 г.
- «Варшавский саммит на высшем уровне признает, что усилия по укреплению реформ служат во благо общим интересам и требуют исполнения в духе общей собственности и взаимной ответственности». «Восточное партнерство» основано на системе ценностей и принципов свободы, демократии, уважения прав человека и фундаментальных свобод, а также верховенства закона. Все страны – члены «Восточного партнерства» выражают свое согласие с этими установками, посредством соответствующих международных инструментов.
- «Участники Варшавского саммита признают европейские устремления и европейский выбор некоторых партнеров и их усилия, направленные на развитие глубокой и стабильной демократии». … «Партнеры, которые активнее будут реформироваться, выиграют больше от сотрудничества с Европейским Союзом, включая более близкую политическую ассоциацию, более глубокую постепенную экономическую интеграцию с внутренним рынком ЕС и большую помощь ЕС».
- В плане достижений реализуемого проекта отмечается, что в странах-партнерах осуществлены политические и экономические реформы. Отношения ЕС и его Восточных партнеров значительно углубились. Сейчас между ЕС и большинством партнеров имеется более тесное экономическое и торговое взаимодействие, чем когда-либо. Для того чтобы закрепить эту тенденцию ЕС и его партнеры ведут переговоры по Соглашению ассоциации, которое также приведет к «глубокой всесторонней свободной торговле».
- Отмечается прогресс в реализации Украиной и Молдовой планов по введению безвизового режима, которые могут служить примером для других государств-участников «Восточного партнерства». Приветствуется завершение переговоров ЕС с Грузией по упрощению визового режима. Отмечается, что подобные переговоры будут проведены с Азербайджаном, Арменией и Беларусью.
- Отмечены важность создания Парламентской Ассамблеи «Евронест» и активизация деятельности Форума гражданского общества, представляющего неправительственные организации. Признавая и приветствуя достигнутый на данный момент прогресс, участники Варшавского саммита подчеркивают, что еще многое предстоит сделать для достижения целей «Восточного партнерства», в том числе путем адаптации существующих инструментов сотрудничества.
- «Восточное партнерство» должно и в дальнейшем способствовать установлению стабильности и многостороннего доверия. Отмечена необходимость скорейшего мирного урегулирования конфликтов в странах-партнерах на основе принципов и норм международного права. Участники саммита «приветствуют усиление роли ЕС в урегулировании конфликтов и усилия по укреплению мер доверия в рамках или в поддержку существующих согласованных форматов и процессов, в том числе путем присутствия при необходимости на местах».
- Особо отмечено назначение нового Специального представителя ЕС по делам Южного Кавказа и кризиса в Грузии.
- Следующий саммит «Восточного партнерства» предполагается провести во второй половине 2013 г.

«Дело Тимошенко»

Несмотря на дипломатический скандал в связи с отказом Беларуси от участия в саммите, представители ЕС несколько раз публично поднимали вопрос об уголовном преследовании экс-премьера Ю.Тимошенко. На пресс-конференции по итогам саммита заявления по этому поводу сделали президент Совета ЕС Х. Ван Ромпей и президент Европейской Комиссии Ж.М.Баррозу. В частности, Х. Ван Ромпей отметил, что этот вопрос постоянно поднимался в ходе саммита (на рабочем ужине в четверг и в ходе пленарного заседания), а также на двусторонней встрече с президентом Украины В.Януковичем. «Мы выразили нашу обеспокоенность в связи с делом Тимошенко, мы еще раз сказали о том, что отвергаем возможное избирательное использование судебной системы против оппозиции». Представители ЕС считают данную проблему «серьезным вопросом» в двухсторонних отношениях с Украиной.
По словам премьер-министра председательствующей в ЕС Польши Д.Туска, «мы представили украинским властям очень четко мнение Европейского Союза о том, что, в частности, плохое обращение с оппозицией, нарушение гражданских стандартов, может иметь негативное влияние на завершение этих переговоров (по Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной). На саммите «Восточного партнерства» Европа не оставила никому никаких иллюзий о том, что европейские стандарты – прежде всего, уважение прав человека, и в этом нет никаких сомнений, что эти ценности особенно ценны, когда мы говорим о перспективе членства» [1].
Президент Еврокомиссии Ж.М.Баррозу высказался следующим образом: «Мы все выразили наше удовлетворение сильным выбором Украины в отношении ее европейского пути. Мы сказали об этом и на двустороннем уровне – президент Ромпей сказал это очень четко президенту Януковичу. В то же время, мы тоже очень четко заявили о нашей обеспокоенности в связи с Тимошенко». Ж.М.Баррозу также прямо заявил: «Мы хотим, чтобы этот вопрос был решен».

Итоговые замечания

1. В целом представители ЕС расценивают саммит «Восточного партнерства» как важное и успешное мероприятие. Несмотря на обострение долгового кризиса в ряде стран ЕС, со стороны Брюсселя было продемонстрировано существенное влияние в регионе Восточной Европы, а со стороны стран региона выражена заинтересованность в развитии отношений в рамках Европейской политики соседства и притягательность «европейской перспективы». Согласно заявлению Ж.М.Баррозу на пресс-конференции по окончании саммита, принятая итоговая декларация «прокладывает путь во многих сферах нашего сотрудничества».
2. Премьер-министр Польши Д.Туск выразил уверенность, что 2011 год «станет годом завершения переговоров по Соглашению об ассоциации с Украиной и началом переговоров по аналогичному соглашению с Грузией и Молдовой».
3. С украинской стороны главный акцент был сделан на необходимости признания «европейской перспективы» Украины. Выступая на пленарной сессии саммита «Восточного партнерства» (30.09), президент В.Янукович заявил, что пришло время конкретных действий с целью наполнения инициативы ЕС «Восточное партнерство» практическим содержанием. «… Предоставление Украине и другим государствам-партнерам, достигшим прогресса в сближении с ЕС, четких политических сигналов в отношении европейской перспективы, а также наполнение инициативы конкретными проектами, будет залогом успеха «Восточного партнерства» и станет мощным импульсом для продолжения масштабных внутренних реформ».
В.Янукович также подчеркнул, что внедрение «принципов дифференциации и «больше за большее» будет свидетельствовать об эволюции концепции Восточного партнерства», которое должно стать далеко идущим проектом и «не создавать никаких ограничений в отношении тех государств, которые заинтересованы в интеграции в Европейский Союз и готовы брать на себя соответствующие обязательства».
4. Примечательно, что в заявлениях В.Януковича «Восточное партнерство» предлагается рассматривать как важный «вспомогательный инструмент» в развитии отношений Украины с ЕС и содействии евроинтеграционным устремлениям, в то время как ЕС усматривает в нем самодостаточный политический механизм, никак не связанный с расширением ЕС.
5. Представители ЕС связывают «Восточное партнерство» с развитием «привилегированного соседства» стран Восточной Европы с ЕС. При этом отмечается, что оно непосредственно не подразумевает открытия пути к членству в ЕС, но и не исключает его. В трактовке представителей МИД Польши, «Восточное партнерство» построено по принципу ответа ЕС на достижения конкретных стран, как взаимный процесс, в рамках которого страны-партнеры продвигаются по пути сотрудничества с ЕС так далеко, как считают нужным. Отмечается, что ни одна из стран партнеров не зависит от другой, поэтому успех одной страны не должен ущемлять медленное продвижение других стран.
6. В итоговой декларации Варшавского саммита признан принцип дифференциации, в соответствии с которым ЕС, в крайне осторожной форме, но все же признал европейские устремления и «европейский выбор» некоторых восточных партнеров. Такая формулировка позволила обойти вопрос о возможной перспективе членства стран-партнеров в ЕС.
7. В связи с проведением саммита в Варшаве официальный представитель МИД РФ А.Лукашевич выступил с заявлением (30.09), в котором подчеркивается тезис о том, что сотрудничество стран-участниц «Восточного партнерства» не должно препятствовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В заявлении отмечается, что Россия очень внимательно следила и будет следить за позицией «Восточного партнерства», поскольку проект ЕС направлен на ближайших соседей России, многие из которых имеют интеграционные обязательства в рамках СНГ, ОДКБ, Таможенного союза и выстраиваемого нами Единого экономического пространства. Поэтому, по мнению МИД России, итоги саммита «Восточного партнёрства», направленного на приближение Украины, Молдовы, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии к политическим установкам и экономическим форматам Европейского Союза, не должны отразиться на реализации вышеизложенных проектов.

Примечания:
[1]. ЕС вновь дал понять о значении дела Тимошенко для евроинтеграции Украины. 30.09.2011. – http://www.interfax.com.ua/rus/main/81047/




    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr