О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Актуальный комментарий



Украина - ЕС: завершение переговоров по Соглашению об ассоциации
20.10.2011р.


11.11 в Брюсселе состоялся 21-й раунд переговоров по Соглашению об ассоциации. Украинскую делегацию возглавлял зам. министра иностранных дел П.Климкин; европейскую – управляющий директор по вопросам Европы и Центральной Азии Европейской службы внешней деятельности М.Лайчак.

Заявления сторон


Комментируя результаты переговоров на уровне делегаций, на встрече с группой немецких и украинских парламентариев украинский премьер Н.Азаров заявил, что проект соглашения, включая документ по зоне свободной торговли «фактически готов».

Н.Азаров отметил, что не может сказать, что этот документ украинскую сторону вполне устраивает. «Мы видим и минусы, и плюсы, но, мы считаем, что плюсы более значимы, поэтому приняли решение, что в исторической перспективе зона свободной торговли сыграет большую положительную роль в развитии нашей экономики и европейской интеграции».

По словам Н.Азарова, полностью подготовлено к подписанию и соглашение о политической ассоциации с ЕС. Но остался один принципиальный пункт документа, касающийся интеграции Украины в Европейский Союз. «Это вопрос нашего курса, стратегии нашего развития». Поэтому, неся ответственность перед народом, руководство Украины подчеркивает принципиальную важность пункта договора о перспективах вступления Украины в ЕС. Со своей стороны «Украина обязуется через 10-15 лет отвечать всем стандартам ЕС в правовой системе, экономике, свободах и т. д. Украина находится в центре Европы. Все это – очевидные условия, чтобы иметь перспективу членства в ЕС» [1].

Говоря о включении в текст соглашения вопроса об интеграции Украины, Н.Азаров заверил депутатов Бундестага ФРГ, что украинская сторона готова «на разные компромиссные варианты», так как считает, что та большая работа, «которую мы провели в процессе переговоров, должна завершиться подписанием исторически важного документа».

12.11 представитель Европейской Комиссии П.Стано сделал заявление, что Европейский Союз ожидает завершения («финализации») сделки с Украиной, «как только политическая ситуация в Украине будет благоприятной. … ЕС приветствует значительный прогресс, достигнутый в ходе последнего раунда, после чего лишь один вопрос … соглашения остается открытым для решения на высшем политическом уровне. Больше никаких пленарных раундов не запланировано. Однако контакты между переговорщиками будут продолжаться».

Аргументы украинской стороны

МИД Украины продолжает настаивать на отражении в тексте соглашения европейской перспективы Украины. В противном случае сама постановка органами власти Украины вопроса о «европейской интеграции» теряет всякий смысл.

Комментируя вопрос об отсутствии согласованных сроков визита В.Януковича в Брюссель, министр иностранных дел К.Грищенко заявил (на брифинге 09.11), что главным в вопросе подписания соглашения с ЕС является не дата визита президента, а согласование документа. «За последние полтора года было очень много визитов в Брюссель. Так же, как было немало визитов представителей ЕС и ведущих столиц государств - членов ЕС в Киев. Вопрос – не в конкретном визите. Вопрос в том, насколько мы сейчас, в это ограниченное время, сможем отработать те принципиально важные элементы Соглашения об ассоциации, которые являются основным содержанием нынешнего нашего общения между Украиной и ЕС». До проведения саммита Украина-ЕС в Киеве (19.12) осталось немного времени, и МИД Украины исходит из того, что необходимо еще много поработать, чтобы этот саммит прошел успешно.

14.11 глава миссии Украины при ЕС К.Елисеев опроверг появившиеся в СМИ предположения о том, что Киев и Брюссель нашли компромисс в вопросе о перспективе членства, или, что украинская сторона отказалась добиваться фиксации такой перспективы в Соглашении об ассоциации. По словам К.Елисеева, после завершения переговоров и соответствующего комментария Н.Азарова «ничего не изменилось». Вопрос формулировки перспективы членства и ее фиксация в Соглашении об ассоциации является политическим вопросом, «который требует решения на высоком политическом уровне». Это подтвердили как украинская, так и европейская стороны в своих официальных сообщениях по итогам переговоров. Вопрос перспективы членства не решается на уровне глав делегаций, потому что он «выходит за рамки мандата, предоставленного главам делегаций как ЕС, так и Украины». Поэтому информация о том, что по этому вопросу Киев пошел на уступки Брюсселю не соответствует действительности.

По вопросу о сроках действия соглашения К.Елисеев заявил, что стороны нашли «компромиссное решение». Оно «состоит в том, что срок действия (соглашения) не ограничен, но через пять лет после того, как документ вступит в силу, соглашение будет пересмотрено». Пересмотр соглашения может также состояться «через любой другой промежуток времени по обоюдному согласию сторон».

В комментарии МИД Украины (17.11) оптимистично утверждается, что после успешного завершения переговорного процесса между Украиной и ЕС практически не существует технических препятствий для перехода на новый этап двусторонних отношений на основах политической ассоциации и экономической интеграции. Выражена надежда, что запланированный на 19.12 саммит Украина – ЕС станет ключевым событием в подтверждение необратимости европейского курса Украины. МИД Украины «с большим интересом и большими надеждами» следит за ходом рассмотрения в Европарламенте проекта Рекомендаций ЕП Совету ЕС и Европейской Комиссии по поводу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

МИД Украины позитивно оценивает решение Комитета по иностранным делам Европарламента, которое подтверждает возможность перспективы парафирования Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС до конца 2011 г. «В этой связи мы приветствуем признание в принятом решении важности европейской перспективы нашего государства, ключевым инструментом достижения которой, как отмечается в проекте рекомендаций, считается Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС».

Проект рекомендаций Европейского парламента

17.11 Комитет Европарламента по иностранным делам утвердил проект рекомендаций для Совета ЕС и Европейской Комиссии, в которых подтверждается возможность парафирования Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной до конца 2011 г. Основным докладчиком по этому вопросу был депутат Р.Легутко (группа Европейских консерваторов и реформаторов, Польша), содокладчиком по вопросам зоны свободной торговли – П.Залевский (группа Европейской народной партии, Польша).

Решение комитета ляжет в основу будущей резолюции Европарламента, голосование по которой состоится на пленарной сессии в начале декабря. Депутаты Европарламента признают право Украины на европейскую перспективу, настаивая при этом на соблюдении демократических стандартов. Предлагается более внимательный подход, позволяющий сохранить курс Украины на сближение с ЕС и предотвратить ее геополитическую переориентацию. Отмечается, что сохранение Украиной нынешнего курса позволяет ЕС требовать от украинских властей соблюдения демократических стандартов. В этой связи комитет предлагает предоставить Украине помощь в реформировании, в соответствии с европейскими стандартами, судебной системы, а также поддерживает внесение изменений в Конституцию и избирательное законодательство (в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии).

Депутаты Европарламента заявили о необходимости активно работать над введением безвизового режима с Украиной, а не ожидать его установления в долгосрочной перспективе. Отдельный пункт проекта рекомендаций касается предоставления технической помощи Украине в энергетическом секторе для того чтобы «существенно улучшить и модернизировать энергосети и энергетическую эффективность страны». Предполагается возможность оказания помощи украинским властям в переговорах с Россией о поставках газа с тем, «чтобы гарантировать, что торговля газом Украины с Россией отвечает европейским торговым стандартам и ценам».

Депутаты от Европейской народной партии выдвинули экстравагантное предложение, которое, в случае его реализации, можно было бы считать переворотом в международном праве. В частности, было предложено обеспечить механизмы, которые позволяли бы ЕС временно «прекращать действие» Соглашения об ассоциации в случае нарушения в Украине основных фундаментальных ценностей и свобод. В этой связи повторено требование к президенту и правительству Украины обеспечить возможность бывшему премьеру Ю.Тимошенко и другим лидерам оппозиции принимать участие в политическом процессе как сейчас, так и во время будущих парламентских выборов. «Приговор в отношении Юлии Тимошенко и судебные дела, возбужденные в отношении других министров вызвали серьезную обеспокоенность в ЕС и широко рассматриваются либо как акт мести, либо как попытки осудить и посадить в тюрьму оппозиционеров, чтобы оградить их от участия в парламентских выборах в следующем и президентских в 2015 году».

Официальная позиция ЕС

Традиционно наиболее жесткую позицию в отношении Украины высказывает глава представительства ЕС в Украине Ж.М. Пинту Тейшейра. В своем комментарии по итогам переговоров по Соглашению об ассоциации между ЕС и Украиной Тейшейра заявил (13.11), что перспектива членства в ЕС может быть гарантирована только тем странам, которые значительно продвинулись в соблюдении европейских ценностей, включая верховенство права и право гражданина на справедливый суд. «Мы этого не видим в Украине, в частности и в деле госпожи Тимошенко» [2].

Высказанные претензии сводятся к следующему:
- Ю.Тимошенко судят по законам, написанным во времена Сталина и Хрущева. «Даже сам судебный процесс не отвечал нашим представлениям о правосудии»;

- по поводу возможности освобождения Ю.Тимошенко, во время нескольких встреч на высоком уровне «нам четко дали это понять. То есть, у нас сформировались именно такие ожидания …, что будет найдено решение, как выйти из ситуации с судом, во время которого не были соблюдены стандарты верховенства права».

Ж.М. Пинту Тейшейра отметил, что нет никаких оснований использовать вопрос перспективы членства Украины в ЕС как преграду для завершения переговоров об ассоциации. «Ваш президент прекрасно понимает, что означает соглашение об ассоциации, и какие возможности для Украины оно открывает, и что надо сделать, чтобы открылась перспектива членства в ЕС». По поводу возможности визита В.Януковича в Брюссель был высказан следующий тезис: «обе стороны четко заявили о своих позициях. И для того, чтобы такая встреча состоялась, должна быть продемонстрирована готовность двигаться в нужном направлении». Основная проблема состоит в том, что в ЕС не видят подвижек в соблюдении Украиной основополагающих европейских ценностей. Подтверждена обеспокоенность тем, что Ю.Тимошенко и другие члены ее правительства стали объектом избирательного применения закона с целью воспрепятствовать их участию в политической жизни страны. «Вот в чем состоит проблема».

17.11 Европейская Комиссия опубликовала комментарий в связи с голосованием Верховной Рады по поправкам к Уголовному кодексу, которые предусматривали декриминализацию статьи, по которой вынесен обвинительный приговор Ю.Тимошенко. В комментарии отмечается, что «Европейский Союз с обеспокоенностью принял во внимание прошедшую в Верховной Раде дискуссию по Уголовному кодексу. Мы надеялись увидеть движение, которое подтвердило бы приверженность Киева верховенству права с независимой судебной системой, как части ценностей, которые лежат в основе Соглашения об ассоциации, по которому мы ведем переговоры». В этой связи Европейская Комиссия дает понять, что этот аспект будет учитываться при подготовке к саммиту Украина – ЕС 19 декабря в Киеве.

Отметив, что в ходе переговоров по соглашению с Украиной «ЕС продемонстрировал понимание и гибкость по многим вопросам», Европейская Комиссия вновь подтверждает невозможность компромиссов, «когда это касается наших фундаментальных ценностей». Обсуждение в парламенте поправок к Уголовному кодексу «могло предложить хорошую возможность добиться прогресса в этой сфере посредством модернизации тех положений, которые сделали возможным избирательное применение правосудия в процессе против Тимошенко и других политических игроков, основываясь на статьях, которые датируются временами Советского Союза». Впрочем, в комментарии сделан намек на то, что до саммита вопрос о поправках к Уголовному кодексу еще может быть решен: «Мы будем продолжать внимательно следить за развитием событий, которые связаны с Уголовным кодексом. Саммит стоит в повестке дня на 19 декабря. Мы будем продолжать следить и принимать во внимание события в Украине при подготовке к саммиту» [3].

Подводя итог уместно отметить, что стороны не ставят под сомнение проведение саммита Украина – ЕС в Киеве 19 декабря. Продолжается техническая подготовка текста соглашения, включая редактирование статей о зоне свободной торговли.

Вместе с тем, условие по освобождению Ю.Тимошенко остается жестким требованием со стороны ЕС. Причем, как можно сделать вывод на основании заявлений Ж.М. Пинту Тейшейры, наиболее твердой и бескомпромиссной является позиция К.Эштон, которая курирует Европейскую службу внешней деятельности.

Относительно линии поведения аппарата президента Украины трудно делать сколько-нибудь достоверные прогнозы. С точки зрения логики власти, в «деле Тимошенко» В.Януковичу нельзя допускать серьезных ошибок и показывать, что им можно манипулировать. С другой стороны, найти решение вопроса и урегулировать конфликт с ЕС явно необходимо. В противном случае отсрочка с ратификацией соглашения об ассоциации приведет к его длительному блокированию, что вызовет недовольство основных групп крупного бизнеса, заинтересованных в экспорте в ЕС метала, труб и химической продукции по расширенным квотам.

По оценкам обозревателей, если В.Янукович продемонстрирует непоследовательность, это негативно отразится на его шансах на вторую президентскую каденцию. Но и игнорировать нынешний политический конфликт с Западом было не только нецелесообразно, но и во всех смыслах неразумно.

Президент ясно дал понять, что манипулировать им не удастся, и прямого управления ни со стороны Москвы, но со стороны Брюсселя он не допустит. Вместе с тем, остается не ясным, давались ли представителям США и ЕС какие-то обещания в связи с «делом Ю.Тимошенко». По свидетельству представителей украинской оппозиции, а также, судя по намекам Ж.М. Пинту Тейшейры, какие-то обещания все же фигурировали. Соответственно, задержка с их исполнением должна была неизбежно вызвать раздраженную реакцию.

Однако какое-то принципиальное решение по «делу Тимошенко» властям все равно принимать придется. Официальный Киев не может допустить в этом вопросе непоследовательности, например, пойти на освобождение Ю.Тимошенко из тюрьмы сейчас, а затем вновь арестовать ее по новому приговору. Для того, чтобы выполнить требования европейских политиков, остается две реальных возможности. Первая – наложение президентского вето на закон о внесении поправок в Уголовный кодекс и его переголосование в парламенте. Вторая – решение апелляционного суда, который может выполнить действия, позволяющие хотя бы частично удовлетворить требования ЕС. Однако принципиального решения проблемы оба этих варианта все равно обеспечивают.

Поскольку позиция ЕС уже была неоднократно высказана и подкреплена резолюцией Европейского парламента, полностью отказаться от своих требований по «делу Тимошенко» Европейская Комиссия однозначно не захочет, да и вряд ли сможет. Поэтому для обеих сторон важной задачей остается поиск такого решения, которое могло бы хотя бы частично разрядить ситуацию, и при этом не создавало бы критических угроз для стабильности власти в Украине. Впрочем, учитывая категоричность требований ЕС об освобождении и полной реабилитации Ю.Тимошенко и других представителей ее правительства, достижение компромисса, который мог бы удовлетворить обе стороны, на данный момент явно не просматривается.

Для возвращения диалога в нормальное русло его участники (Украина и ЕС) должны договариваться о приемлемых для обеих сторон рамках двусторонних отношений. Важно предусмотреть обеспечение легальных, политических и правовых гарантий развития внутриполитического процесса в Украине. Крайне важно обеспечить, чтобы такие условия исключали дестабилизацию внутриполитических условий по произвольному желанию отдельных политических игроков.

Примечания:
[1] Николай Азаров: Соглашения о ЗСТ и политической ассоциации с ЕС готовы к подписанию. 11.11.2011. – http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article;jsessionid=5B937A9C281732258BFB17D9B572159C.app1?art_id=244695360&cat_id=244313343

[2] Тейшейра не может обещать Украине перспективу членства в ЕС. 13.11.2011. – http://podrobnosti.ua/power/2011/11/13/803453.html

[3] Европе не понравился провал декриминализации статьи Тимошенко. 17.11.2011. – http://podrobnosti.ua/power/2011/11/17/804444.html




    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr