О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Международные отношения



Украинско-российские отношения: встреча В.Януковича с Д.Медведевым и В.Путиным (24.09.2011)
27.09.2011р.


Состоявшиеся в государственной резиденции Завидово (Тверская область) неформальные переговоры В.Януковича с Д.Медведевым и В.Путиным имели конфиденциальный характер. Их основным итогом стало явное снижение напряженности в двусторонних отношениях и подтверждение следующего заседания российско-украинской межгосударственной комиссии, намеченного на октябрь 2011 г. [1]
Непосредственных комментариев для СМИ политические лидеры не давали. Вечером 25.09 В.Янукович заявил о «существенном прогрессе» в двусторонних отношениях. Как можно судить по контексту дальнейших событий, достигнутые на политическом уровне договоренности носили общий характер. Их конкретизации были посвящены переговоры главы правления «Газпрома» А.Миллер с министром энергетики Украины Ю.Бойко, начавшиеся в Москве 26.09.
Более пространно о деталях переговоров в Завидово высказался Н.Азаров. В ходе встречи с делегацией сенаторов парламента Испании (26.09) Н.Азаров заявил, что лидеры РФ согласились пересмотреть цену на газ для Украины и создать газотранспортный консорциум по управлению украинской ГТС: «Украина и Россия договорились начать переговоры по пересмотру газовых контрактов 2009 года, а также относительно создания трехстороннего газотранспортного консорциума при участии ЕС. После долгих переговоров, наконец, достигнута договоренность с Российской Федерацией о пересмотре газовых контрактов на поставку и транзит газа». По словам Н.Азарова, «российская сторона согласилась с украинским предложением создать трехсторонний газотранспортный консорциум Украина – Россия – Европейский Союз, который позволит повысить надежность транспортировки энергоносителей в Европу». Н.Азаров заявил, что в октябре специалисты подготовят необходимые документы и в ноябре договоренности будут юридически оформлены.
В то же время, пресс-служба Кремля уклонилась от оценки содержания переговоров. Было отмечено, что переговоры Д.Медведева и В.Януковича касались «наиболее сложных вопросов, включая энергетическое сотрудничество». 26.09 пресс-секретарь Д.Медведева Н.Тимакова сообщила, что по итогам переговоров главы «Газпрома» А.Миллера и министра Ю.Бойко «достигнут существенный прогресс, что позволяет рассчитывать на заключение соответствующих договоренностей в интересах обеих сторон».
Как видим, различие в тональности комментариев и оценках содержания переговоров остается весьма существенным.

Предполагаемые контуры возможных решений

По появившимся в российских СМИ оценкам и комментариям, урегулирование имеющихся противоречий может быть достигнуто на следующих условиях:
- «Газпром» получает допуск к управлению украинской ГТС и входит в консорциум с участием «Нафтогаза Украины» и европейских энергокомпаний.
- Предполагается возможность существенного снижения цены транзита газа по территории Украины (в 2011 г. ставка транзита газа через украинскую территорию составляет $2,84 за тысячу кубометров на 100 км. трубопровода).
- Поставки российского газа для украинских предприятий бюджетной, коммунальной сферы и населения осуществляются по льготным ценам (до $190-210 за тысячу кубометров). Без изменения действующих контактов, цена на российский газ для Украины в 2012 г. прогнозировалась на уровне $405-415.
Украинские бюджетная и социальная сферы потребляют около 30,5 млрд кубометров газа в год. Частично эти потребности обеспечиваются собственной добычей Украины (ок. 20 млрд кубометров в год), частично за счет российского газа. В 2012 г. «Нафтогаз Украины» намерен существенно сократить закупки российского газа, снизив их с 40 до 27,4 млрд кубометров. Соответственно, с учетом газа внутренней добычи, баланс потребления газа составит 47-48 млрд кубометров.
Для Украины эта схема может оказаться стабильной и приемлемой лишь в случае изменения формулы образования цены на импортируемый российский газ. Привязка формирования цены на газ к ценам на рынке нефтепродуктов Италии при максимальной базовой ставке ($450 за тысячу кубометров) делает «контакты Тимошенко» действительно разорительными и убыточными при любой погоде. Поэтому, без снижения базовой ставки цены коррекция контрактов с точки зрения интересов украинской экономики теряет смысл и может стать лишь очередным временным и сугубо паллиативным решением. К примеру, если в ходе новой волны кризиса цены на нефть упадут до $60-70 за баррель или даже до еще более низкого уровня, цена на газ для Украины останется фиксированной, а цены на газ для европейских потребителей существенно снизятся, украинская экономика вновь автоматически утратит конкурентоспособность.
При реализации этой схемы, с учетом сокращения поставок газа для Украины и увеличения потребления газа в Германии и ряде других стран северо-западной Европы, финансовые потери «Газпрома» будут незначительными. В то же время, в контексте новой волны мирового экономического кризиса, создание газотранспортного консорциума позволит, по меньшей мере, не спешить с прокладкой газопровода «Южный поток» и укрепит позиции России в затяжном торге с ЕС. К тому же, не следует игнорировать такой фактор, как существенное повышение привлекательности украинского маршрута транспортировки, который обладает мощными подземными хранилищами газа и другими преимуществами по сравнению с глубоководными морскими газопроводами.
Замечания российских комментаторов по поводу экономической бессмысленности предполагаемой украинско-российской сделки не учитывают императива бухгалтерской и налоговой отчетности стран-импортеров. Покупатель газа не может продавать его ниже цены поставки. Если газ отпускается потребителю по цене, более низкой, чем цена закупки, разница погашается из бюджетных фондов, что и практиковалось в Украине в течение последних лет. В то же время, если поставки импортного газа для некоммерческой сферы будут осуществляться по ценам, адекватным платежеспособности потребителей, это может в существенно изменить ситуацию на внутреннем рынке газа Украины, сделав внутреннюю и шельфовую добычу газа для промышленности привлекательной и рентабельной для внутренних и иностранных инвесторов.

Газотранспортный консорциум

Наименее ясным аспектом возможного компромиссного соглашения остается создание газотранспортного консорциума. Как можно предположить по заявлениям представителей украинского правительства, его создание прямо связано с планами разделения «Нафтогаза Украины» на три компании – транзитную, торговую и добывающую. Создание газотранспортного консорциума позволит обойти вопрос о правопреемственности, что может служить дополнительным аргументом в пользу перезаключения контрактов 2009 года.
В качестве аргумента в пользу создания консорциума часто называют возобновление заинтересованности европейских компаний и банков в модернизации украинской ГТС. Переговоры об этом продолжаются с 2005 г., однако пока в этом плане достигнуты лишь частичные решения. В этом плане следует упомянуть Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ДК «Укртрансгаз» и E.On Ruhrgas, подписанное в ноябре 2010 г. Поскольку Европейская Комиссия выступает исключительно как политический орган, «европейский компонент» в составе консорциума может быть представлен лишь соответствующей энергетической компанией (или группой компаний). Велика вероятность того, что участником консорциума может стать немецкий E.On Ruhrgas. Наиболее сложной темой на переговорах будет определение правового статуса и установление имущественных прав консорциума. Похоже, Киев склонен настаивать на более мягких, контрольно-распределительных функциях и полномочиях этой структуры, оставив без изменений действующий запрет на приватизацию ГТС. Впрочем, поскольку российская сторона высказывала беспокойство по поводу потенциальной нестабильности власти в Украине, создание консорциума можно было бы оформить соответствующим межправительственным соглашением, регулирующим режим использования украинской ГТС и предусматривающим соответствующие политические гарантии надежности транзита.
В последнее время намерения российской стороны выражаются менее очевидно. Заявления руководства «Газпрома» дают понять, что официальному Киеву рано радоваться, и что на сегодняшний день нет никаких оснований рассчитывать на достижение выгодных для украинской стороны решений. Украинские политики считают, что российская сторона не ограничится предоставлением консорциуму контрольных функций, но потребует долевого распределения имущественных прав с целью приобретения реального, в том числе имущественного контроля над украинской ГТС. Кстати, еще в конце августа такую позицию поддерживал президент России Д.Медведев (либо Украина вступает в Таможенный союз и получает интеграционные скидки на газ, как Белоруссия, где «Газпром» намерен выкупить остающуюся часть пакета акций оператора национальной трубопроводной сети «Балтрансгаз», либо продает газотранспортную сеть российскому «Газпрому»).
Новейшие публичные заявления российских представителей отрицают интерес к украинской ГТС, или, по крайней мере, е ее долгосрочному использованию и модернизации. Впрочем, эти заявления могут быть частью тактической игры, преследующей цель девальвировать стоимость украинской ГТС.
В этом плане, 27.09 председатель правления «Газпрома» А.Миллер заявил, что создание трехстороннего консорциума, который позволит управлять украинской газотранспортной системой, не является для «Газпрома» приоритетом. Российская компания работает по действующим контрактам на транзит и на поставку газа до 2019 года, «мы работаем строго по этим контрактам, и никаких других документов или соглашений на сегодня нет. «Газпром» открыт к диалогу и поиску компромиссов» [2]. В этой связи возникают закономерные сомнения относительно реалистичности компромиссных схем, на которые рассчитывает украинское правительство.
29.09 российский посол М.Зурабов высказался еще более определенно, подчеркнув, что по сравнению с модернизацией существующей газотранспортной системы российское руководство считает более выгодным строительство новых газопроводов. «Нам выгодно строить трубопроводы. Новый трубопровод – это дополнительный металл, дополнительные подрядные мощности, это дополнительная труба. Нас эта труба в Украине просто не интересует. Это прошлый труд». К тому же, желание правительства Украины увеличить ставку за транзит природного газа также стимулирует Россию к строительству новых газопроводов. «Льдина в ближайшее время оторвется. Сколько этот сигнал не посылаю нашим украинским партнерам, они почему-то думают, что ничего, выход будет найден по украинской ГТС. Он уже найден – его нет» [3].
Подводя итог, следует отметить, что стороны по-прежнему далеки от достижения приемлемого для украинской стороны компромисса. Хотя переговоры Ю.Бойко с А.Миллером продолжаются, цена решения вопроса еще не понятна, по крайней мере, с точки зрения возможных уступок и совместимости интересов сторон.
В то же время, на совместном брифинге с министром энергетики и угольной промышленности Украины Ю.Бойко (Киев, 29.09) еврокомиссар по вопросам энергетики Г.Эттингер поддержал целесообразность создания трехстороннего (Украина-Россия-ЕС) консорциума по управлению газотранспортной системой Украины: «Мы должны говорить о трех сторонах участников этого процесса – это Европейский Союз, Украина и Российская Федерация. Это не будет консорциум в прямом бизнес-понимании. Потому что с российской стороны это, в первую очередь, путь от места газодобычи и дальше через Российскую Федерацию – это является компетенцией российского правительства, государства и «Газпрома». Дальше – Украина тоже с представительством государства и правительства, а также с государственной компанией «Нафтогаз», которая находится на этапе реструктуризации. Потом мы переходим к Европейскому Союзу, а здесь уже много частей газотранспортной системы, много предприятий, которые ее частично эксплуатируют, и много потребителей». В то же время, по словам Г.Эттингера, в ЕС поддерживают «единую точку зрения» как с министром энергетики Украины, так и с министром энергетики России, по поводу того, чтобы газотранспортная система Украины работала стабильно, чтобы не повторились события 2009 года [4].
На первый взгляд, формулировки Г.Эттингера существенно отличаются от деклараций главы представительства ЕС в Украине Ж.М. Пинту Тейшейры, который 28.09 вновь подчеркнул нецелесообразность вмешательства ЕС в решение газовых вопросов между Украиной и Россией.
Вместе с тем, хотя эти различия имеют содержательный характер и отражают различие в подходах к проблеме со стороны разных ведомств и департаментов Европейской Комиссии, общий смысл позиции Брюсселя (Европейской Комиссии) заключается в неспособности занять согласованную и скоординированную позицию, способную перевесить расхождения и противоречия между двумя группировками, представленными США, Великобританией и Израилем – с одной стороны, и латентно «пророссийским» франко-германским тандемом – с другой.
Что касается российско-украинских отношений, на сегодняшний день еще нет достаточной ясности по поводу того, какую позицию займет Кремль в отношении Украины. По крайней мере, возможные варианты находятся в диапазоне между жесткой позицией, постепенно ведущей Киев к свертыванию экономической активности и угрозе дефолта, чего однозначно отвергать пока все же не стоит, и различными формами взаимного содействия, включая пересмотр газовых контрактов и предоставление Киеву более мягких условий поставок газа. И что-то новое и нетривиальное в этом смысле предполагать вряд ли уместно.

См. также : Канаев П., Топалов. «Газпром» в доле. Янукович и «Газпром» обменялись скидками // Газета. 26.09.2011. – http://gazeta.ru/business/2011/09/26/3781078.shtml

Примечания:

[1]. Встреча была анонсирована как шаг в направлении урегулирования газовых проблем с Украиной на двустороннем уровне. Согласно сообщению пресс-службы президента России, российская сторона, «основываясь на незыблемости действующих контрактов в данной области между хозяйствующими субъектами России и Украины, готова к расширению двустороннего сотрудничества в газовой и иных сферах, включая разработку совместных взаимовыгодных инвестиционных проектов». При этом было отмечено, что Кремль рассчитывает на урегулирование возникших проблем с газовыми контрактами с Украиной на двусторонней основе и готов к расширению сотрудничества между двумя странами в этой области. – Комаров И. Кремль намерен урегулировать газовые проблемы с Украиной на двустороннем уровне. РИА «Новости». 23.09.2011. – http://kp.ua/daily/230011/302929/
[2]. Юрченко И. «Газпром»: Создание консорциума для украинской ГТС не является приоритетом. 27.09.2011. – http://kp.ua/daily/270911/303485/
[3]. Посол России: Нас не интересует труба в Украине. 29.09.2011. – http://kp.ua/daily/290911/304044/
[4]. Комиссар ЕС поддержал идею газового консорциума Россия-Украина-Евросоюз. 30.09.2011. – http://kp.ua/daily/300911/304212/




    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr