О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Международные отношения



Украина - ЕС. Новые нюансы в заявлениях европейских политиков в отношении Украины
10.10.2011р.


Украина и ЕС находятся на завершающем этапе переговоров по соглашению об ассоциации. В связи с подготовкой проекта соглашения готовится визит президента В.Януковича в Брюссель для завершения переговоров по ключевым политическим аспектам этого документа. Характеризуя подготовку текста соглашения, директор Департамента политики и безопасности МИД Украины В.Филипчук отметил (05.10), что «завершена работа на экспертном уровне. Сейчас работа переходит постепенно на политический уровень. Мы работаем над организацией визита Президента Украины в Брюссель, где он встретится с руководством ЕС и где должна быть окончательно достигнута договоренность по ключевым политическим проблемам, которые сегодня еще существуют относительно нашего соглашения».
По словам В.Филипчука, на саммите «Восточного партнерства» в Варшаве удалось сделать шаг к решению одной из политических проблем соглашения об ассоциации, касающейся формулировки перспектив введения безвизового режима. «Впервые в формулировках, которые используются в документах, под которыми стоит подпись ЕС, снято упоминание о долгосрочной перспективе введения безвизового режима». В то же время, несмотря на усилия Польши, не удалось преодолеть скептицизм относительно продолжения политики расширения ЕС и открытия европейской перспективы для других стран Европы, в частности Украины и Молдовы, которые официально об этом заявили.
Как можно судить по заявлениям европейских политиков, со стороны ЕС выдвигаются новые тезисы и замечания, которые раньше не фигурировали в ходе переговоров. Эти вопросы касаются срока действия нового соглашения и традиционного вопроса о признании перспективы членства Украины в ЕС.

Содержание заявлений и комментариев представителей ЕС

1. Министр иностранных дел Польши Р.Сикорский неожиданно заявил (04.10) о том, что ЕС «не согласится» на отдельное подписание с Украиной договора о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, который является частью соглашения об ассоциации Украины с ЕС. «Для нас это один неразрывный пакет. Поэтому, если кто-то себе представляет, что можно иметь привилегии свободной торговли с ЕС, не уважая европейских ценностей, то ошибается» [1].
Странность этого заявления заключается, по меньшей мере, в том, что в последние месяцы официальный Киев не выдвигал предложений о раздельной подготовке и подписании соглашений о политической ассоциации и о создании зоны свободной торговли. То есть, стороны якобы готовили к парафированию единый документ об ассоциации, включающий раздел о ЗСТ. К тому же, как можно судить по комментариям главы украинской делегации на переговорах по созданию зоны свободной торговли с ЕС В.Пятницкого, открывшийся 19.09 18-й раунд переговоров по ЗСТ был по взаимному согласию сторон продлен до середины октября (то есть, переговорный процесс по ЗСТ еще не закончен!).
Р.Сикорский напомнил, что соглашение об ассоциации в соответствии с европейским законодательством должно быть ратифицировано. Р.Сикорский подтвердил возможность подписания соглашения договора об ассоциации с Украиной до 2012 г., отказавшись комментировать, произойдет ли это, если экс-премьер Ю.Тимошенко будет оставаться в заключении и назвав этот вопрос гипотетическим. В то же время прозвучал прямой намек на то, что украинская власть должна понимать, насколько дело Ю.Тимошенко является важным для европейских политиков, и что парафируемое соглашение об ассоциации подлежит ратификации не только Европарламентом, но и национальными парламентами 27 государств ЕС. Таким образом, если решение по делу Ю.Тимошенко не удовлетворит руководителей Европейской народной партии, вопрос о его ратификации может надолго зависнуть.

2. Второй важный момент касается определения срока действия соглашения об ассоциации. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что соглашение будет подписано на 10 лет.
05.10 интернет-сайт еженедельника «Зеркало недели. Украина» со ссылкой на анонимные источники в польских дипломатических кругах сообщил о недовольстве европейских дипломатов по поводу намерений украинской стороны установить определенный срок действия соглашения об ассоциации, в частности, подписать этот документ на десять лет. В этой связи европейская сторона якобы настаивает на бессрочном действии этого документа. При этом выдвигается тезис о том, что постановка вопроса о конечности срока действия соглашения вызывает в ЕС сомнения «в окончательности и необратимости» европейского выбора, сделанного украинской властью. По версии еженедельника «Зеркало недели. Украина», европейские дипломаты и эксперты ставят вопрос в такой плоскости, что «не хотят ли в Киеве сохранить себе возможность пойти другим путем, ограничивая срок действия соглашения об ассоциации всего десятью годами? Также отмечается, что европейскую стороны удивляет тот факт, что данная тема не дебатируется в украинских СМИ [2].
Также приводятся аргументы анонимного источника в МИД Украины о том, что предыдущее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС было подписано на 10 лет. В случае с соглашением об ассоциации Киев настаивает на конечном сроке действия документа – десяти годах – потому, что «не хочет навсегда остаться «соседом» ЕС» и не намерен ограничивать свои отношения с ЕС рамками Европейской политики соседства. «Поскольку европейская сторона не соглашается зафиксировать в соглашении об ассоциации перспективу полноправного членства Украины в ЕС, мы не хотим, чтобы такой документ действовал бессрочно, и стремимся сохранить возможность для пересмотра данного соглашения через какое-то время. В частности, … для начала через несколько лет переговоров об Accession Treaty» (договоре о вступлении в ЕС).
3. Третий аспект заключается в требовании украинской стороны зафиксировать политическом разделе соглашения об ассоциации четкое положение о перспективе членства Украины в ЕС в соответствии со статьей 49 действующей редакции Договора о ЕС.
Примечательно, что в последнее время ряд европейских политиков стали делать прямые и жесткие заявления по этому вопросу, категорически заявляя о полном отрицании европейской перспективы Украины. В частности, 30.09 (Agence France Presse) премьер-министр Франции Ф.Фийон категорично высказался против любых упоминаний в документах ЕС перспективы будущего вступлении в него Грузии и Украины. В кулуарах саммита «Восточного партнерства» в Варшаве Ф.Фийон сказал, что понимает «ожидания Украины и Грузии, но было бы неэффективным начинать сегодня дебаты об окончательной формой связи ЕС с этими странами».
Подобную позицию занимает и правительство Греции. Накануне государственного визита В.Януковича в Грецию посол Украины в Афинах В.Шкуров сообщил (5.10), что Греция не поддерживает требование Украины о включении в проект соглашения об ассоциации с ЕС пункта о перспективе членства Украины в Европейском Союзе. Дословно посол заявил, что правительство Греции «сейчас не поддерживает статью 49 (Договора о ЕС), на которой настаивает Украина, по закреплению в соглашении об ассоциации перспективы членства Украины в ЕС. Это объясняется тем, что Греция считает, что нынешний момент не лучший для вступления в Евросоюз».

Предварительные выводы

Попытки МИД Украины добиться хотя бы формального признания европейской перспективы в соглашении об ассоциации с ЕС вполне могут оказаться безрезультатными, поскольку в этих вопросах ЕС придерживается правила консенсуса. Нынешние лидеры ЕС явно не намерены предоставить Украине перспективу членства, поскольку преследуют совсем иные цели, включая создание зоны влияния и приоритетных интересов в Восточной Европе. Поэтому главной задачей ЕС на нынешнем этапе является предотвращение вступления Украины в российские интеграционные проекты – Таможенный союз и ЕЭП, а также ослабление полномочий и престижа В.Януковича, для чего нужна политически активная и освобожденная от уголовных обвинений Ю.Тимошенко.
Что касается подготовки текста соглашения об ассоциации, то с ним, как представляется, еще возможны сюрпризы. Сама постановка вопроса о том, что представители ЕС предлагают сделать соглашение бессрочным, на условиях открытия украинского рынка в пользу ЕС и без предоставления Киеву каких-либо прав и перспектив, по сути, свидетельствует о желании навязать украинской стороне подобие некой неоколониальной схемы.
Особенно любопытным и демонстративным выглядит тезис о необходимости закрепления для Украины «необратимости» европейского выбора при полном отказе европейской стороны от четкой фиксации европейской перспективы Украины.
Что касается доминирующей в ЕС позиции, она была предельно ясно выражена французским премьером Ф.Фийоном и заключается в том, что Украина никогда не вступит в ЕС. Основной вывод, который можно сделать на основании последних заявлений европейских дипломатов и итогов саммита «Восточного партнерства» в Варшаве заключается в том, что в течение ближайших 25 лет ЕС не намерен рассматривать вопрос о включении в свой состав новых членов, кроме государств Балканского полуострова. Что касается Румынии и Болгарии, их вступление в ЕС рассматривается как преждевременное.
Позиция МИД Украины по подготовке соглашения об ассоциации представляется маловразумительной, а в ряде аспектов – невменяемой с точки зрения возможности достижения конкретных результатов. По крайней мере, то, что МИД Украины расценивает как прогресс на переговорах, признать таковым крайне сложно. В ходе круглого стола на тему: «Украина-ЕС: что дальше?» директор Департамента политики и безопасности МИД Украины В.Филипчук назвал возможность раздельного парафирования экономических и политических блоков соглашения об ассоциации «реальным прогрессом» и «реальной новой перспективой для Украины». И это притом, что ранее правительство Украины соглашалось подписать с ЕС соглашение, включающее политические аспекты ассоциации с ЕС с тем, чтобы продолжить переговоры о ЗСТ до полного согласования приемлемых позиций по экономическим и торговым вопросам.
Согласно заявлениям представителей МИД Украины, по результатам переговоров с ЕС Украина обязуется адаптировать не менее 60% национального законодательства к нормам ЕС. По словам В.Филипчука, «такое обязательство находится на уровне гарантий, предоставляемых странам-кандидатам на членство. Так что речь идет не только о ЗСТ или ассоциации, все это имеет не только политическое значение, но и важно с точки зрения перспектив безвизового режима с ЕС, а также объемов помощи Украине со стороны европейских партнеров».
Примечательно, что все это декларируется на фоне появившейся в последнее время информации о намерениях ЕС заключить с Украиной бессрочное соглашение, которое не предусматривает предоставления Киеву никаких прав и перспектив, но «раскрывает» суверенитет в сторону прямого влияния и контроля со стороны Брюсселя.
Таким образом, ситуация с подписанием и ратификацией соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной еще может подбросить немало сюрпризов. К примеру, ЕС может предложить разбить процесс парафирования проекта соглашения об ассоциации на этапы, и предложить сначала парафировать раздел о ЗСТ, который будет представлен как «первый шаг» на пути к соглашению об ассоциации, а затем и политические разделы этого соглашения, по которым до сих пор есть прямое несовпадение позиций. Кроме этого, нельзя исключать, что раздел о визовом режиме может быть использован как средство прямого давления на украинские власти, в том числе в связи с делом Ю.Тимошенко.

Примечания:

[1]. Глава МИД Польши: ЕС не согласится на отдельное подписание с Украиной договора о ЗСТ. 04.10.2011. – http://korrespondent.net/business/economics/1268262-glava-mid-polshi-es-ne-soglasitsya-na-otdelnoe-podpisanie-s-ukrainoj-dogovora-o-zst
[2]. Брюсселю не нравится, что Киев хочет ограничить срок соглашения об ассоциации. 05.10.2011. – http://news.zn.ua/POLITICS/bryusselyu_ne_nravitsya,_chto_kiev_hochet_ogranichit_srok_soglasheniya_ob_assotsiatsii-89046.html






    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr