О нас

Институт политического анализа и международных исследований
Украина, Киев
E-mail: ipais.org.ua@gmail.com



Главная



Трехсторонние переговоры по поставкам и транзиту газа.
05.05.2014р.


В результате предварительного согласования правительство Украины, РФ и ЕС провели 2 мая в Варшаве переговоры по вопросам транзита и поставок газа.

От Украины в переговорах участвовали министр энергетики и угольной промышленности Ю.Продан и его заместители. Российскую сторону на встрече в Варшаве представлял министр энергетики РФ А.Новак. В состав делегации вошли председатель правления «Газпрома» А.Миллер, представители министерств иностранных дел, финансов и экономического развития, а также группа экспертов.
ЕС представлял еврокомиссар Г.Эттингер.
Российская сторона обозначила цель переговоров как «поиск выхода из кризисной ситуации, связанной с оплатой Украиной российского газа», включая вопросы выполнения контракта на поставку российского газа в Украину, меры по обеспечению транзита в Европу, а оплаты украинской стороной стоимости поставленного газа «в контексте финансово-экономической ситуации в этой стране».
Переговоры закончились безрезультатно. Стороны намерены провести еще два раунда переговоров.

Позиция Украины
Ю.Продан заявил (30.04), что Киев намерен обсудить весь комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений в газовой сфере с РФ и ЕС. Правительство Украины не согласно с оценкой суммы задолженности перед Россией за поставки газа. «Мы не соглашаемся на эти счета, на ту цену, которая нам предлагается». Правительство Украины настаивает на цене $268,5 за 1 тыс. кубометров газа.

Позиция РФ
Пресс-секретарь президента РФ Д.Песков заявил, что российская сторона вызывает озабоченность по задолженности Украины за газ у РФ, однако Москва пока не будет требовать от Киева возмещения $35 млрд, начисленных вследствие выдвижения штрафных претензий и отмены «харьковской» скидки. В том числе претензия «Газпрома» к «Нафтогазу Украины» за недобор объемов по контракту на условиях «бери или плати» достигла $18,5 млрд.
По оценкам «Газпрома», прямой долг Украины по просроченным платежам за поставки газа вырос до $3,492 млрд. В том числе по поставкам за апрель 2014 г., при импорте 2,7 млрд кубометров газа и цене в $485,5 за 1 тыс. кубометров, долг Украины увеличился на $1,3 млрд.
По итогам переговоров А.Новак объявил, что с июня 2014 поставки газа для Украины переводятся на условия полной предоплаты. Это означает, что если предоплата не будет произведена в течение мая, в июне «Газпром» уменьшит объем поставок за счет квоты Украины.
А.Новак: «В соответствии с контрактом, если не оплачивается газ, в следующем месяце начинают действовать условия контракта по переходу на предоплату. Было решено, что в апреле «Газпром» не будет переходить на предоплату. 16 мая – тот срок, когда будет выставлен счет по оплате за газ. До 31 мая будет возможность оплатить поставки. Если до 31 мая не будет оплаты предварительного счета за июнь, то у «Газпрома» будет возможность ограничить поставки газа в Украину или обеспечить поставку газа в том объеме, который будет оплачен до 31 мая».
А.Новак напомнил представителям Европейской Комиссии, что подземные хранилища газа Украины практически пусты. При такой ситуации Киев не сможет гарантировать зимний транзит российского газа в Европу в прописанных в контрактах объемах. «Это очень тревожная информация. … Необходимо принимать срочные меры, как Украине, так и нашим европейским партнерам, которые тоже заинтересованы и фактически несут такую же ответственность за обеспечение необходимых объемов транзита газа через Украину. Мы считаем, что данная ситуация становится критической, и нужно принимать срочные меры по ее урегулированию». По правилам, на которых настаивает «Газпром», для обеспечения бесперебойного транзита в украинских ПХГ должно находиться не менее 18,5 млрд кубометров газа. По оценкам министерства энергетики РФ, сейчас там хранится не более 6 млрд кубометров, и до сентября необходимо закачать еще около 12 млрд.

Позиция ЕС
Находясь в Варшаве, еврокомиссар по энергетике Г.Эттингер провел переговоры с премьер-министром Польши Д.Туском, инициатором создания Европейского энергетического союза. По их итогам Г.Эттингер сформулировал позицию ЕС, согласно которой цена на российский газ должна быть единой для всех его стран-членов. Г.Эттингер также отметил необходимость создания общеевропейских газо- и электрораспределительных сетей [1].
Позиция Г.Эттингера мотивируется высокой долей российского газа на европейском рынке (ок. трети общего потребления газа странами ЕС) и желанием иметь «единую цену на (российский) газ на общем европейском рынке». Такой подход позволяет поставить вопрос о снижении средней цены и ее выравнивании по более низкой ставке. По утверждению Г.Эттингера, общая газовая инфраструктура Европы должна также включать Украину, Грузию и западные Балканы. Соответственно, у Киева также появляется шанс получить более низкую цену поставок.
В среднем «Газпром» продает газ странам ЕС за $370 за 1 тыс. кубометров, а цена газа для Украины определена «Газпромом» в $485,5. При этом МВФ заложил в двухлетней программе stand by для Украины цену на газ в $380 за 1 тыс. кубометров.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Ю.Продан сообщил журналистам в Варшаве, что «Украина поддерживает эту инициативу». «Мы не хотим платить дискриминационную цену».

Итоговые замечания
1. Учитывая требования ЕС и общий климат в отношениях между Россией и Западом, «Газпрому» будет весьма непросто решиться на новую газовую войну с Украиной, поскольку ее результатом может стать перезаключение пакета газовых контрактов с европейскими потребителями на унифицированной основе.
2. Согласно сообщению премьера А.Яценюка (28.04), Украина начала подготовку подачи иска в Стокгольмский арбитраж в отношении российской компании «Газпром». А.Яценюк заявил, что Киев готов платить за российский газ $268,5 за 1 тыс. кубометров. «Газпрому» была направлена соответствующая нота.
По словам А.Яценюка, Украина в течение 30 дней ожидает от «Газпрома» ответа по становлению цены, иначе иск будет передан в суд. Если «Газпром» даст согласие на поставки по предложенной цене, Украина незамедлительно погасит задолженность за газ в размере $2,2 млрд» (текущий долг по состоянию на начало апреля).
3. Возможности правительства Украины погасить текущую задолженность за газ или обеспечивать его предоплату крайне ограничены. Г.Эттингер отмечал, что ЕС может оказать Украине поддержку в погашении части долга перед «Газпромом». Судя по всему, речь шла о предоставлении со стороны ЕС 1,61 млрд евро (1 млрд евро в виде среднесрочной ссуды и 610 млн евро в форме макрофинансовой помощи). Подписание окончательных документов по предоставлению этих средств Украине состоялось 27.04.
4. В отношении претензий «Газпрома» по выплате штрафов за недобор газа в предыдущие годы, Ю.Продан предложил (24.04) «Газпрому» взыскать эти односторонние штрафные начисления через суд: «Газпром» выставил такой счет и, «если он хочет, пусть судится и идет в арбитраж».
5. Российские эксперты расценивают позицию Европейской Комиссии как неконструктивную, предполагая в случае прекращения поставок российского газа рост европейских цен на газ до $800 за 1 тыс. кубометров. Однако эти доводы не вполне корректны, поскольку прекращение поставок газа может быть лишь временным. Перебои в поставках предположительно произойдут летом, и, к тому же, будут касаться только украинского маршрута (при сохранении поставок через Беларусь и «Nord Stream»).

Примечания:
. Еврокомиссар по энергетике: цена на российский газ должна быть единой для всех стран ЕС. 2 мая 2014. - http://itar-tass.com/ekonomika/1162314

*****

Развитие темы: украинский кризис и позиция России. [08.05.2014].

Новые тенденции и нюансы
С начала операции по аннексии Крыма, в ходе которой российское руководство соблюдало определенную осторожность, позиция РФ в отношении Украины заключалась в обозначении новой власти и ее лидеров как нелегитимных и угрозе немедленного введения войск, если Киев отважится оказать сопротивление действиям РФ.
С конца марта 2014 г. тактика и риторика были несколько изменены. Сохранялась угроза введения в материковую Украину российских войск, превентивно сосредоточенных вблизи украинской границы, если Киев применит силу против сепаратистов в восточных областях Украины. В контексте украинского кризиса министр иностранных дел РФ С.Лавров, призывая Киев отказаться от подавления сепаратистов на юго-востоке, угрожал, что применение репрессий против российских граждан будет приравниваться к нападению на Россию (как это имело место в 2008 г. в Южной Осетии).
Попутно официальная риторика МИД РФ включала призывы к диалогу, проведению конституционной реформы и мирному разрешению конфликта на условиях непротиводействия сторонкам федерализма и сепаратизма. В то же время, Москва отрицала причастность к организации сепаратистского мятежа и не ничем способствовала деэскалации кризиса, чего от Кремля требовали США и ЕС.
Сосредоточив войска вблизи границ с Украиной, В.Путин и С.Лавров требовали от Киева вывода войск из восточной Украины, что, по сути, должно было изменить соотношение сил в восточных областях и облегчить российское военное вторжение, если бы такое решение было принято. При этом представители российского руководства заявляли, что они не имеют никакого отношения к возникновению и действиям пророссийских вооруженных формирований в восточных областях Украины.

Позиционирование и риторика В.Путина
1. В ответ на обвинения лидеров США и ЕС в том, что РФ систематически нарушает Женевские договоренности, В.Путин заявил (30.04) что в Украине нет российских военных инструкторов: «Мы то слышим, что там есть наши спецподразделения, то инструкторы. Ответственно заявляю: там нет ни инструкторов российских, ни спецподразделений, ни войск, никого там нет».

2. В телефонном разговоре с канцлером ФРГ А.Меркель (01.05), состоявшемся по инициативе германской стороны, В.Путин, подчеркнул, что для урегулирования кризиса в Украине необходимо вывести украинские военные подразделения из юго-восточных областей.
А.Меркель обратилась к В.Путину с просьбой «оказать содействие в освобождении задержанных на юго-востоке Украины военных наблюдателей из ряда европейских стран, в том числе Германии». В ответ В.Путин настаивал на выводе украинских военных подразделений из юго-восточных областей и «прекращении насилия», а также предложил «немедленно запустить широкий национальный диалог в рамках процесса конституционной реформы с вовлечением всех регионов и политических сил». В сообщении пресс-службы Кремля говорится, что с обеих сторон была отмечена важность «максимального задействования» «посреднического потенциала ОБСЕ» повсеместно в Украине.
В свою очередь А.Меркель заявила (30.04), что Россия могла бы сделать больше для освобождения задержанных в Славянске военных наблюдателей из стран-членов ОБСЕ.

3. Пресс-секретарь президента РФ Д.Песков заявил (02.05), что проведение украинскими властями антитеррористической операции в Донбассе фактически уничтожило надежду на реализацию Женевских соглашений. По словам Д.Пескова, В.Путин назвал возможное проведение такой операции «преступной акцией». Д.Песков сообщил, что В.Путин получает всю информацию о развитии ситуации на юго-востоке Украины «в оперативном режиме».
Комментируя ситуацию с захватом в Славянске в военных наблюдателей ОБСЕ в качестве заложников, Д.Песков сообщил, что по указанию В.Путина в Донецк был направлен спецпредставитель президента РФ Владимир Лукин для ведения переговоров с «силами самообороны». Он также отметил, что в регионе присутствуют российские журналисты и представители СМИ из других стран. «Разумеется, мы требуем принятия мер по обеспечению их безопасности».

4. В ходе совместной пресс-конференции с действующим председателем ОБСЕ, президентом Швейцарии Дидье Буркгальтером (07.05) [1], В.Путин высказал заинтересованность российского руководства в скорейшем завершении кризиса в Украине с учетом интересов всех граждан страны.
- В.Путин призвал «представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая референдум. По его словам, самое главное для Украины – «наладить прямой полноценный диалог между сегодняшними киевскими властями и жителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока могли бы убедиться в том, что их законные права будут гарантированы».
- Предложение перенести или отложить референдум 11 мая дословно мотивируется необходимостью «создать условия» для диалога восточных регионов с киевскими властями.
- «Намеченные в Киеве президентские выборы – само по себе движение в правильном направлении». Но эти выборы ничего не решат, «если все граждане Украины не будут понимать, как будут гарантированы их права».
- Сосредоточенные вблизи украинских границ войска РФ уже отведены в места их дислокации.
Впрочем, позитивные, на первый взгляд, сигналы этим и ограничиваются, поскольку были повторены традиционно негативные оценки развития ситуации в Украине в целом:
- «… Ситуация на Украине развивается по самому неблагоприятному сценарию, и виноваты в этом те, кто организовал государственный переворот в Киеве».
- В.Путин повторил свой призыв к киевским властям «незамедлительно прекратить все карательные операции на юго-востоке Украины», поскольку эти действия «только усугубляют ситуацию» и не являются надежным путем к решению всех внутриполитических споров.

Позиция МИД РФ
- Постоянный представитель РФ при ООН В.Чуркин назвал (30.04) «глупостью» и спланированной провокацией отправку группы военных наблюдателей от стран-членов ОБСЕ в Славянск [2]. «Это была или провокация киевских властей, или, простите, глупость. … Их пригласили киевские власти, поэтому они и отвечали за их безопасность. Как же можно было посадить гостей в автобус и отправить без соответствующего согласования в район, контролируемый силами самообороны, не снабдив даже соответствующими документами, подтверждающими их статус?».
- В заявлении МИД РФ (01.05) намерение и.о. премьер-министра А.Яценюка провести 25 мая общенациональный опрос по поводу децентрализации власти было названо «оторванным от реальности» и «циничным» в условиях проведения Киевом войсковой операции в стране. МИД РФ отметил, что вместо начала широкой общенациональной дискуссии относительно поиска путей выхода из глубокого кризиса с участием всех политических сил и всех регионов киевские власти занимаются организацией бутафорских акций. Поэтому «ни к чему, кроме дальнейшего углубления кризиса в стране», это не приведет. Было также отмечено, что Кабинет Министров Украины уже утвердил «свое видение региональной реформы», что было бы более логично делать после проведения широкого обсуждения.
- МИД РФ настаивает на установлении диалога и переговорах между украинскими властями и участниками сепаратистского движения под эгидой ОБСЕ. С.Лавров предложил (01.05) киевским властям начать переговоры с представителями сепаратистов юго-востока. «Власть в Киеве должна ощутить и реализовать свою ответственность, должна вступить в диалог с представителями юга и востока, чтобы договориться о том, как жить дальше. Мы надеемся, что те наши западные коллеги, которые пока испытывают сомнения на сей счет, снимут свои возражения и не будут мешать украинцам начать договариваться».
- Российская делегация в СБ ООН предложила (02.05) утвердить проект тезисов для печати с осуждением насилия на Украине, который не был подержан делегациями западных стран.
- На пресс-конференции в Вене (06.05) министр иностранных дел РФ С.Лавров заявил о сомнительном характере выборов в Украине в условиях силовой операции. «Проводить выборы в ситуации, когда армия используется против части населения – достаточно необычно. Это все-таки не Афганистан, где идет война, и, тем не менее, состоялись выборы». Кроме этого, в случае проведения второй международной конференции по Украине в четырехстороннем формате, РФ настаивает на самостоятельном участии в переговорах представителей юго-востока.
С.Лавров вновь акцентировал внимание на том, что нынешние киевские власти должны отвести армию. «Женевское заявление начинается словами «не должно быть никакого насилия». – Как это сделать? «Наверное, нужно отвести армию, отменить приказ использовать армию против народа».

Итоговые замечания
1. Ситуация в Украине остается предметом постоянного пристального внимания со стороны российского руководства, о чем свидетельствует регулярное проведение заседаний Совета Безопасности РФ по этому вопросу. (Последнее оперативное совещание с участием постоянных членов Совета безопасности РФ состоялась 07.05).
2. На данном этапе вряд ли уместно говорить о существенной коррекции политики РФ в украинском вопросе. Речь скорее идет о тактических подвижках в связи с оценкой ситуации.
3. До сих пор нет никаких симптомов, свидетельствующих о возможности признания РФ результатов президентских выборов 25 мая. По крайней мере, заявления В.Путина и С.Лаврова показывают, что их отношение к политическим процессам в Украине остается резко негативным. В то же время, аванс В.Путина в отношении президентских выборов, которые он назвал «движением в правильном направлении» можно расценивать как определенное «окно» возможного диалога с потенциальным победителем на украинских выборах. Любопытно отметить, что на это заявление незамедлительно отреагировал П.Порошенко [3].
4. Заявления В.Путина обеспечивают Москве пространство практически для любого политического маневра. В частности, следует обратить внимание на то, что В.Путин призвал не к отмене, а к переносу референдума в Донбассе, и его можно будет в любой момент вернуть в повестку дня.
5. Другим важным аспектом является увязка президентских выборов в Украине с обеспечением гражданских прав жителей различных регионов Украины «после проведения этих выборов». Предположительно, если в Москве сочтут, что права граждан юго-востока Украины «не гарантированы», Кремль может выдвинуть более жесткие требования и отыграть назад, к более жестким требованиям, действиям и угрозам.
6. По поводу заявления В.Путина о том, что российские войска были отведены от границы с Украиной, Пентагон и МИД Украины выступили с заявлениями, что это не соответствует действительности.
7. Политика РФ продолжает делать акцент на легализации и легитимизации лидеров сепаратистского движения на юго-востоке Украины, в том числе с помощью механизмов ОБСЕ и предварительных консультаций по организации переговоров в формате Женева-2. В ответ и. о. министра иностранных дел Украины А.Дещица заявил (06.05), что Киев поддержал бы проведение новой международной встречи в Женеве, но без участия представителей украинских регионов.
8. Можно предположить, что в условиях продолжающегося обострения отношений с Западом, В.Путин заинтересован в некоторой разрядке в отношениях с США и ЕС, в особенности с учетом продолжающихся угроз о введении «третьего этапа» санкций в случае срыва выборов в Украине. (Ранее базовым условием для введения «третьего этапа» санкций считалась прямая военная интервенция РФ в Украину).

Примечания:
. Цель визита Д.Буркгальтера в Москву (07.05) заключалась в разностороннем обсуждении деэскалации кризиса в Украине, включая использование дипломатических средств с целью прекращения применения насилия. В ОБСЕ считают необходимым возобновление диалога в формате Женевских договоренностей «учитывая их конкретизацию». Встреча Д.Буркгальтера с В.Путиным рассматривалась как элемент этой стратегии.
Тематика визита Д.Буркгальтера обсуждалась в телефонном разговоре А.Меркель и РФ Путина 4 мая. По информации пресс-секретаря правительства ФРГ К.Вирц, в ходе визита Д.Буркгальтера предполагалось обсудить организацию при содействии ОБСЕ круглых столов с целью активизации «национального диалога» в Украине перед проведением запланированных на 25 мая президентских выборов.

2. Группа из 7 военных инспекторов ОБСЕ была захвачена сепаратистами в Славянске в качестве «пленных» (фактически – в качестве заложников). Военные инспекторы ОБСЕ были освобождены 03.05 при инсценированном Москвой «посредничестве» В.Лукина, роль которого заключалась в демонстрации благих намерений со стороны Москвы.

3. Кандидат в президенты Украины П.Порошенко назвал (07.05) заявление В.Путина об отсрочке референдума в Донбассе 11 мая обнадеживающим сигналом: Я думаю, что это первый позитивный сигнал, который мы слышим от России. Но я бы не стал излишне переоценивать его и рассматривать как гарантию того, что ситуация стабилизировалась, тем более, что сегодня отдельные представители террористов сказали, что они не слышали и не будут выполнять этот призыв». По мнению П.Порошенко, реально в нынешних условиях никакого референдума и быть не может. «… В нескольких захваченных городах люди боятся выходить на улицу, не то что принимать участие в референдуме». Однако высказывание В.Путина можно истолковать как отсутствие у российского руководства намерений «признавать результаты этого фейка, а значит, не будет на востоке Украины повторения крымского сценария. Это серьезные основания, серьезная надежда на то, что удастся провести честные и свободные выборы президента Украины 25 мая, удастся стабилизировать ситуацию на востоке».
По словам Порошенко, организовать диалог с жителями восточных областей можно через разные инструменты, включая и референдум: «… Никто не боится референдумов, просто их сложно проводить под дулами автоматов, сложно проводить в захваченных террористами городах. Такое голосование не является волеизъявлением граждан. Все остальное может быть предметом переговоров».

*****

Позиция США и ЕС в отношении украинского кризиса: координация действий и дискуссии по проблеме санкций. [08.05.2014].

Формирование подходов администрации США и настроения в политических кругах
Политический истеблишмент США однозначно объясняет сепаратизм в восточных и южных областях Украины результатом организационных усилий и поддержки Москвы. По сообщениям американских СМИ (The Daily Beast), на закрытом заседании 25.04 Дж.Керри привел данные ЦРУ и корпорации Intel о перехвате переговоров между чиновниками в Москве и сепаратистами на Востоке Украины, которые подтверждают прямую ответственность российского руководства за дестабилизацию в Украине и координацию сетью шпионов в Донбассе. «Мы точно знаем, кто отдает эти приказы, мы знаем, где они и откуда».
По оценкам политических обозревателей, в политическом истеблишменте США сложилось два лагеря с различными подходами к санкциям в отношении РФ. Решение Белого дома о расширении санкций против Кремля было принято на основании выводов, что российское руководство не намерено обеспечить свертывание поддержки пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Особо негативное впечатление вызвал захват сепаратистами военных экспертов ОБСЕ в качестве заложников.
Скептики с самого начала считали женевскую встречу по Украине в лучшем случае бесполезной, а в худшем – контрпродуктивной. Директор организации Freedom House Д.Крэмер писал в Washington Post, что решение Запада пойти на эту встречу подарило В.Путину отсрочку дополнительных санкций. «В этом смысле Женева принесла больше вреда, чем пользы. Санкции – единственная серьезная надежда заставить Путина отказаться от агрессии и пробудить в России оппозицию против его курса».
Решив наложить новые санкции, Белый дом не спешил объявлять об этом официально до того, как скоординирует свои действия с ЕС, страны которого серьезно зависят от торговли с Россией.
Подготовка санкций была ознаменована почти полным прекращением диалога с российским руководством и острыми дебатами в администрации США. Как отмечал обозреватель либерального сайта Daily Beast Джош Рогин (25.04), после российского вторжения в Крым В.Путин и Б.Обама регулярно обсуждали по телефону ситуацию на Украине. Но когда стало ясно, что США и ЕС готовят новые санкции, «Путин решил, что этому общению пора положить конец, и Кремль прекратил контакты с администрацией Обамы на высшем уровне». В последний раз президенты разговаривали по телефону 14 апреля по инициативе Москвы (до этого президенты созванивались 6, 14 и 28 марта). По данным Рогина, сейчас эти звонки прекращены на неопределенный срок ввиду их бесполезности. При этом в сложившейся ситуации именно В.Путин не видит смысла в разговорах с Б.Обамой. Прямые контакты заморожены также между С.Лавровым и Дж.Керри.
Первоначально Белый дом планировал объявить новые санкции 25.04, но был вынужден отложить официальное заявление до 28.04 ввиду задержки со стороны ЕС. Часть советников Б.Обамы рекомендовала ввести отраслевые санкции, направленные против секторов российской экономики, но президент США снова проявил нерешительность, опасаясь задеть интересы европейского бизнеса. В то же время европейские предприниматели активизировали лоббистскую кампанию, требуя отказа от санкций или их смягчения.
Министр финансов США Дж.Лью, непосредственно обеспечивающий регулярные консультации с руководством ЕС, выступил за более умеренные санкции. Для обоснования своей позиции Дж.Лью ссылается на возможные потери со стороны американских бизнесменов и настаивает на целесообразности синхронизации решений США и ЕС по вопросу объема санкций. Со своей стороны Б.Обама тоже принимает во внимание важность координации позиций США и ЕС, чтобы «не позволить» В.Путину внести раскол в противостоящую ему международную коалицию. Другая часть советников Б.Обамы утверждала, что Вашингтон должен наложить на Россию более решительные санкции, что позволило бы продемонстрировать Европе американское лидерство.
Группа экспертов по России послала в Белый дом список возможных объектов санкций, в том числе российских политиков, олигархов и девяти самых значительных компаний. При этом сторонники более решительного подхода утверждали, что точечные санкции против отдельных лиц не повлияют на поведение В.Путина, и ситуация изменится лишь с применением отраслевых санкций.
Существенное давление на администрацию и Конгресс начала оказывать группа сенаторов-республиканцев во главе с Дж.Маккейном, которая предложила ввести ограничения для крупнейших российских банков, энергетических компаний и других секторов экономики.
30.04 группа из 19 сенаторов-республиканцев внесла в сенат США законопроект о расширении санкций против России. В нем предложены санкции против крупных банков и энергетических компаний, а также 100-миллионный пакет военной поддержки Украине [1], который «дает президенту санкцию» на оказание прямой военной помощи Украине.
Законопроект требует от президента Б.Обамы существенно увеличить поддержку со стороны США и НАТО армиям Польши, Эстонии, Литвы и Латвии, а также ускорить реализацию программы противоракетной обороны в Европе. По словам Дж.Маккейна, инициаторы законопроекта хотели «предоставить средства для противодействия российской агрессии, дать В.Путину понять, что он заплатит высокую цену, если захочет захватить восток или даже юг Украины».

Официальные заявления
- Госсекретарь США Дж.Керри призвал (03.05) российское руководство прекратить поддержку сепаратистов на востоке Украины и предупредил Москву о вероятном расширении санкций. Дж.Керри приветствовал освобождение группы инспекторов ОБСЕ, назвав это «положительным шагом». Одновременно он подчеркнул, что для деэскалации обстановки этого слишком мало.
- На брифинге (05.05) представитель Белого дома Дж.Карни прямо связал кровавые события в Одессе 2 мая с попытками России дестабилизировать ситуацию в Украине и подчеркнул, что официальный Вашингтон призывает Москву выполнять Женевские соглашения. «Мы призываем все стороны работать вместе, чтобы восстановить спокойствие и правопорядок, мы также призываем украинскую власть начать полное расследование и привлечь всех виновных к ответственности» [2].
- На слушаниях в Комитете по международным делам Сената США (06.05) помощник госсекретаря В.Нуланд заявила, что проведение президентских выборов в Украине лежит в плоскости национальной безопасности США. «В интересах национальной безопасности США, чтобы 25 мая в Украине состоялись президентские выборы, отображающие волю 45 миллионов украинцев». Военное вмешательство России в Украине является явным нарушением международного права. По ее словам, «Россия имеет опыт использования термина «миротворчество» для прикрытия оккупации и незаконного вмешательства в другие страны без санкций Совета безопасности ООН и без согласия правительства этих стран». США придерживаются единой позиции с подавляющим большинством международного сообщества в рамках G7, НАТО, ОБСЕ, Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Европы в поддержку демократического выбора Украины.
- Представитель Госдепартамента США Дж.Псаки (брифинг 07.05) заявила, что предложение В.Путина сепаратистам отложить референдум – «полезный», но недостаточный шаг для деэскалации напряженности на востоке Украины. Российская сторона должна отвести войска от границ Украины и повлиять на террористов. «Мы считаем, что само предложение провести референдум было незаконным и противоправным».

Встреча Б.Обамы и А.Меркель
В рамках визита А.Меркель в США (02.05) принято совместное американо-германское заявление. Б.Обама и А.Меркель констатировали, что в случае срыва Россией выборов на Украине против РФ будут введены дополнительные санкции.
По словам Б.Обамы, «если мы увидим, что дестабилизация будет настолько серьезной, что будут сорваны выборы 25 мая, у нас не будет выбора, кроме как начать введение новых санкций». Б.Обама заявил, что России следует «использовать свое влияние» в вопросе немедленного освобождения наблюдателей ОБСЕ, которые удерживаются в Славянске. В свою очередь, «правительство в Киеве имеет право навести порядок на востоке страны».
А.Меркель подчеркнула, что Москва не способствовала соблюдению женевских соглашений, поэтому Германия и другие партнеры из ЕС готовы ввести санкции третьего уровня в отношении России. «Мы не хотим введения санкций против целых секторов российской экономики, но готовы пойти на этот шаг».
Главный результат переговоров заключался в достижении принципиального согласия о необходимости расширения санкций против РФ.
Согласно заявлениям А.Меркель (Франкфурт-на-Майне, 01.05), позиция Германии основывается на невозможности военного решения украинского кризиса, включая военное вмешательство со стороны НАТО. «Уроки двух мировых войн не должны быть забыты. … Мы делаем ставку на урегулирование конфликта дипломатическими средствами». В то же время, по словам А.Меркель, правительство ФРГ «окажет поддержку Украине на ее трудном пути» и будет и впредь стремиться «поддерживать разумное партнерство с Россией».

План Ф.-В.Штайнмайера
После освобождения европейских военных наблюдателей, которые содержались в Славянске в качестве заложников, министр иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер предложил (04.05) провести новую международную конференцию по Украине. По его мнению, международным посредникам и сторонам конфликта в Украине необходимо провести вторую встречу в Женеве и договориться о мерах по урегулированию ситуации в стране. Ф.-В.Штайнмайер считает, что новая встреча позволит принять «четкие договоренности, способствующие урегулированию этого конфликта. Все остальное было бы безответственным, поскольку означало бы еще больше жертв». Он также заявил, что необходимо усилить влияние ОБСЕ, «доверить ей выполнение посреднических задач, организацию круглых столов и действия по ослаблению местных конфликтов».
Хотя до намеченных на 25 мая президентских выборов в Украине осталось не так много времени, их проведение является вполне возможным. Выборы нового лидера государства будут способствовать стабилизации обстановки на Украине, поскольку нынешним «переходному правительству» и «исполняющему обязанности президента» не хватает легитимности.
В своей статье в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung (05.05) Ф.-В.Штайнмайер предложил план из пяти шагов для деэскалации кризиса в Украине:
1). В Женеве должна состояться еще одна встреча в формате «четверки» при участии Украины, России, США и ЕС. Она должна стать «мощным политическим сигналом», свидетельствующим, что все стороны готовы претворить в жизнь достигнутые ранее договоренности.
2). Проведение президентских выборов в Украине позволит руководству страны получить «новую легитимность».
3). ОБСЕ должна содействовать диалогу между конфликтующими сторонами на всех уровнях.
4). Необходимо уделить особое внимание обсуждению конституционной реформы, которая способствовала бы внутригосударственному примирению.
5). Все «негосударственные группировки должны быть разоружены, а общественные здания должны быть освобождены».
Главной предпосылкой для реализации этой «дорожной карты» Ф.-В.Штайнмайер считает политическую волю властей в Киеве и в Москве.
Инициатива Ф.-В.Штайнмайера получила поддержку ряда стран ЕС (в частности Франции и Австрии), и рассматривается как попытка найти новый формат урегулирования кризиса в Украине не только без изоляции РФ, но и с ее привлечением к процессу урегулирования с целью избежать нового этапа санкций и скатывания к «холодной войне». При этом Ф.-В.Штайнмайер последовательно и категорически отвергает перспективу членства Украины в НАТО.

Позиция ЕС
После встречи с государственным секретарем США Дж.Керри в Вашингтоне (07.05), вице-президент Европейской Комиссии и глава дипломатии ЕС К.Эштон заявила о готовности к очередному расширению санкций против России. «Любые дополнительные шаги, дестабилизирующие ситуацию в Украине, приведут к дополнительным, далеко идущим последствиям для наших отношений по широком кругу аспектов». Комментируя силовую операцию украинских властей против сепаратистов, К.Эштон подтвердила право Украины «защищать свою территориальную целостность».
В структурах ЕС продолжают обсуждаться вопросы, касающиеся приостановки диалога с Россией о либерализации визового режима и характера выполнения действующих экономических соглашений, если со стороны РФ не будут приняты меры по деэскалации ситуации в Украине. 09.05 Комитет постоянных представителей стран-членов ЕС (COREPER) согласовал примерный список из 15 функционеров и 5 юридических лиц Крыма для включения в санкционный пакет ЕС. Вопросы расширения санкций и дальнейших отношений с Россией и Украиной будут также рассматриваться на плановом заседании Совета ЕС по международным делам на уровне глав МИД (Брюссель, 12.05).

Итоговые замечания
1. Администрация США не только провозгласила введение санкций, но и понемногу расширяет их спектр в сегментах, на которые они до последнего времени не распространялись, включая контракты в сфере ВПК, правила деятельности банков и т. п.
- Санкции США против российского ВПК вводят запрет на запуск американских спутников с использованием российских ракетоносителей [3]. По информации представителя Госдепартамента США Дж.Псаки (28.04), были отозваны лицензии на экспорт из США высокотехнологичной оборонной продукции, а текущие запросы будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
- Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) официально заявило о приостановке сотрудничества с Россией по большинству совместных проектов, за исключением работы на МКС.
- С 1 июля на российские банки, которые не открывают информации о владельцах счетов, будет наложена 30-процентная дополнительная оплата при проведении инвестиционных операций с американскими ценными бумагами и при выплате дивидендов. Эта мера была введена с 2010 г. с целью противодействия уклонению от уплаты налогов.
- Как сообщила пресс-служба Белого дома (07.05), президент Б.Обама направил в Конгресс США письмо о намерении отозвать торговые льготы, действовавшие в отношении России в рамках Генеральной системы преференций (GSP) и предполагавшим таможенное обложение импорта по ставкам, принятым для развивающихся стран. Вследствие этого импорт более четырехсот товарных позиции из России в США, которые подпадают под программу GSP, будет облагаться стандартными, а не льготными ставками таможенных сборов. Это решение объясняется тем, что Россия является достаточно экономически развитой страной и ей больше не требуются преференции, существующие для менее развитых стран. Эти изменения коснутся ок. 2% российского экспорта, в основном металлов.
2. До сих пор санкции со стороны США вводились неравномерно и затрагивали лишь отдельные сегменты бизнеса, исключая те сферы, в которых администрация и отдельные ведомства заинтересованы в продолжении сотрудничества с Россией. К примеру, Пентагон попросил Конгресс США не вводить санкции против «Рособоронэкспорта», поскольку с ним заключен и действует контракт на поставку российских вертолетов для Афганистана. В случае разрыва контракта штраф может составить до $100 млн.
3. Администрация США уделяет существенное внимание укреплению политического лидерства США и попыткам консолидировать позицию G7, все чаще выступая от ее имени. На брифинге в Вашингтоне (05.05) пресс-секретарь Белого Дома Дж.Карни сообщил, что США, ЕС и другие страны «Большой семерки» готовы к введению нового, более интенсивного пакета ограничений в отношении России, если она продолжит «покушение на суверенитет и территориальную целостность Украины», используя те методы, которые применяет сейчас, или же «решит пойти еще дальше и введет свои войска в Украину». В качестве повода для этого заявления Дж.Карни назвал возможность потери Украиной Одессы.
По итогам встречи министров энергетики и экономического развития стран G7 было приняты решения ускорить поиск новых источников обеспечения энергией, расширять газовую инфраструктуру и уменьшить зависимость от российских поставок газа (итоговое коммюнике встречи, 06.05).
4. В целом введенные со стороны США и ЕС санкции пока не являются критическими для российской экономики. Оппоненты Б.Обамы в США резко критикуют действия администрации за непоследовательность и упрекают президента в нерешительности. Вместе с тем, вполне очевидно намерение Б.Обамы и его аппарата использовать украинский кризис для укрепления единства в подходах стран G7, а также связей между США и ЕС, с учетом категорического нежелания большинства политических лидеров стран ЕС начинать новую фазу «холодной войны» с Россией.
5. Для понимания позиции администрации США в контексте украинского кризиса весьма примечательны заявления представителей умеренного крыла во властных структурах. В этом смысле примечательны комментарии заместителя помощника Госсекретаря по делам Европы и Евразии Б.Хартли (29.04). Он в частности отмечает, что хотя Белый дом намерен использовать в диалоге с Россией и дипломатические и санкционные методы, предпочтение пока отдается методам дипломатии. Цель санкций – «повлиять на поведение России и вернуть ее к соблюдению международных норм». Б.Хартли отмечает, что масштаб санкций «может быть изменен. Они гибкие. Если россияне примут решение о том, что они хотят обеспечить деэскалацию ситуации и вновь вести себя в соответствии с международными нормами, тогда мы можем отменить санкции». Т. о., администрация Б.Обамы допускает, что в случае урегулирования ситуации в Украине масштаб санкций может быль ограничен. В этом случае, отношения Запада и РФ могут быть постепенно нормализованы.
6. Позиция ЕС также не отличается радикализмом. По информации М.Косьянчич (пресс-секретаря Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон, 28.04) руководящие институты ЕС, совместно со странами-членами союза, продолжают работу над «третьим пакетом» санкций против России, которые потенциально коснутся торгово-экономических отношений. «В данный момент мы говорим о «второй фазе», работа по которой заметно продвинулась. Но работа по «третьей стадии» также ведется». С точки зрения руководящих институтов ЕС, расширение санкций пока остается потенциальной угрозой и крайней мерой, которая не должна воспрепятствовать дипломатическим инициативам и попыткам правительств стран ЕС обеспечить урегулирование кризиса с использованием дипломатических средств и методов.

Примечания:

. Законопроект предполагает введение ограничительных мер против крупнейших российских корпораций: «Сбербанка», «Банка ВТБ», «Внешэкономбанка», «Газпромбанка», «Газпрома», «Новатэка», «Роснефти» и «Рособоронэкспорта» и предоставление вооружений украинской армии (поставки противотанкового, легкого стрелкового оружия и средств ПВО).

2. Прямое участие российских спецслужб в организации массовых столкновений в Одессе 2 мая вызывает сомнения. 07.05 экс-губернатор Одесской области В.Немировский назвал одним из основных организаторов побоища в Одессе 2 мая Александра Дубового – народного депутата от партии «Батькивщина», начальника Одесского областного штаба кандидата в президенты Ю.Тимошенко. По его версии, вероятная цель организации массовых столкновений и беспорядков заключалась в создании хаоса с целью срыва президентских выборов. В.Немировский заявил: «Дубовой планомерно вел подрывную деятельность. Милиция саботировала деятельность по сепаратизму. СБУ знала о том, что в здании (здании обкома профсоюзов) находится оружие, знала о том, что там находятся неизвестные вещества, много людей. Это всё (начальство силовых органов) креатуры А.Ф.Дубового». – См.: Начальник штаба Тимошенко был среди организаторов Одесской трагедии. 07.05.2014. - http://afn.by/news/i/193733; Экс-губернатор убеждён, что одесскую бойню устроил депутат Дубовой. 7 мая 2014 г. - http://topor.od.ua/ks-gubernator-ubezhdn-tchto-odesskuyu-boynyu-ustroil-deputat-dubovoy-video/

3. Запреты и ограничения могут коснуться запуска с космодрома Байконур телекоммуникационных спутников для люксембургской компании SES, турецкой Turksat и британской Inmarsat. Их запуск с использованием российской ракеты-носителя «Протон» может быть отмен из-за того, что в них содержатся произведенные в США электронные компоненты, попадающие под запрет на экспорт в Россию. Может быть также отменен морской запуск европейского спутника Eutelsat 3B.

*****



    © IPAIS 2010 Institute for Political Analysis and International Studies  
Анализ сайтов, проверка тиц, pr